Великан, или Баба-Яга
Из мокрого снега, когда наступает оттепель, лепят снеговика, которому дают название Великан, или Баба-Яга. Снеговика лепят так: делают комки разной величины — большие, небольшие, маленькие. Самый большой — туловище, поменьше — голова, руки. Великана оставляют на несколько дней, затем бросают в него снежками до тех пор, пока не разрушат.
Указания к проведению: Число игроков должно быть небольшим, чтобы все могли поучаствовать. Бросая снежки, дети упражняются в меткости, точности.
Давай-давай
Участники лепят из снега небольшие комки и ставят их недалеко друг от друга. На второй или третий день, когда снег достаточно подмерзнет, играющие разбиваются на две команды и с помощью жеребьевки решают, кто встает на комки, а кто нападает. Стоящие на комках кричат им: «Давай, давай!», а нападающие стараются столкнуть их и занять освободившиеся места. Тот, кого столкнули, становится нападающим и тоже пытается отвоевать комок.
Указания к проведению: игра проходит интересно, когда в ней принимают участие до 12 человек. Играющие договариваются не допускать резких толчков, грубых приемов. Можно использовать элемент соревнования: подсчитать, кто дольше удержался на снежном коме. Игра интересна и дошкольникам, и младшим школьникам.
Быстрые и меткие
Играющие распределяются на группы до пяти человек. Каждая из них получает задание — в течение установленного времени (5—8 минут) скатать снежный ком. Выигрывает группа, чей ком самый большой. Затем комья ставятся один на другой:
внизу самый большой, сверху самый маленький. Играющие заготавливают себе снежки, а затем по очереди с расстояния 6—8 шагов бросают их в верхний ком фигуры, стараясь его сбить. Побеждает тот, кому удалось это сделать. Игра может быть командной. Тогда делают две снежные фигуры
.Тир (современный вариант)
На заборе, стене или щитах рисуют мелом круг, а внутри него — круг меньшего диаметра. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются на расстоянии 8—10 метров от мишени. По сигналу играющие начинают лепить снежки и бросать по мишени. Каждый участник должен сделать по 3—5 бросков (по договоренности). За попадание в малый круг начисляется два очка, в большой — одно очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Указания к проведению: игра проводится у глухой стены здания, у забора или у двух закрепленных в снегу столбов с фанерными щитами. Играть могут до 20 человек. Игра интересна школьникам. Дошкольникам можно предложить более простой вариант: с одним кругом. Диаметры кругов, расстояние до мишени определяются возможностями играющих. Победителями можно объявить команду, игроки которой быстрее залепят снежками круг меньшего диаметра.
Штурм снежной крепости
В старину на Масленицу, в широкий четверг, молодежь устраивала взятие снежной крепости. Парни строили ледяную крепость, сажали в нее стражу, а потом шли в атаку. Осажденные оборонялись метлами.
Играющие сооружают снежную крепость высотой 1,5—2 метра. С внутренней стороны делают вал, чтобы на нем могли расположиться защитники. По углам крепости устанавливают щиты. Перед крепостью три линии обороны. Их обозначают флажками или сухими ветками. Первая линия проходит в 10 метрах от крепости, вторая — в 15 метрах, а третья — в 20 метрах. (Это расстояние определяется с учетом возможностей детей.)
Играющие делятся на две команды: штурмующие и защитники. По сигналу начинается штурм крепости, т.е. обстрел снежками из дальней зоны. Если штурмующие попали по одному разу в каждый из щитов, они переходят на вторую линию обороны.
В это время защитники обстреливают штурмующих снежками. Нападающий, в которого попали снежком, выбывает из игры. Если нападающие прошли все линии обороны, то победа за ними. Если все они поражены меткими попаданиями, то победа достается защитникам.
Указания к проведению: игра проводится во дворе дома или на школьной площадке. Число участников может быть до 20—30 человек. Если участников много, можно атаковать не с одной стороны, а с четырех. В этом случае создается круговая оборона и устанавливаются четыре башни со щитами. Игроки, в которых попали снежками, выбывают из игры.
Царь горы
Один из играющих взбирается на невысокую снежную горку и кричит с вызовом: «Я — царь горы!» Остальные со всех сторон бросаются на штурм горки. Каждый старается захватить ее, свергнув самозванного царя. В стремительной и веселой борьбе играющие стаскивают друг друга с горки. При этом не разрешается резко толкать, использовать грубые приемы.
Указания к проведению: игра интересна для мальчиков школьного возраста. Лучше играть группой до 10 человек. Если игра проводится на празднике, можно награждать победителя (кто дольше других продержался на горке). Еще лучше наградить призами всех, кто побывал на горке. Это снимает излишнее соперничество. Надо помнить, что проводится не спортивное состязание, а веселая игра.
Купи бычка
На ледяной площадке играющие становятся в круг. Водящий, выбранный по жребию, выходит на середину круга и держит кусочек льдинки под ногой. Этот кусочек и называется «бычком». Водящий, прыгая на одной ноге, а другой придерживая льдинку, старается толкнуть ее так, чтобы она ударилась о чью-нибудь ногу. При этом приговаривает: «Купи бычка!» Каждый играющий должен подскочить и не прозевать удар. Тот, кого льдинка ударила, становится водящим. Он должен на одной ноге доскакать до льдинки, отскочившей от его ноги. Остальные игроки могут при этом «провожать» его легкими хлопками по спине. Затем игра продолжается. Если льдинка вылетает из круга, никого не задев, водящий скачет за ней на одной ноге, загоняет в круг и продолжает водить.
Указания к проведению: играют на хорошо утоптанной снежной площадке или на льду. Участвовать могут от 5 до 12 человек. Игра интересна младшим школьникам. «Бычок» (льдинку) нельзя задерживать и отбивать рукой. Льдинка считается вылетевшей из круга, если пролетает не выше уровня коленей играющих.