Вторник, марта 19, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Начинается месяц с дня Мокриды. Считалось на Руси, что пришел конец купаниям: «Медведь в воду лапу окунул».

В древности Перун, а в христианстве Илья имели власть над дождями.

2 августа - большой древнейший праздник Перуний день, в христианстве Ильин день. «Как бы Илья не наделал гнилья», говорили на Руси, зная, что он хозяин небесных вод. Примечательно, что первая церковь в Киеве, поставленная на Подоле еще до крещения Владимира, была церковь Святого Ильи, а главный бог языческого пантеона князя Владимира, находящийся рядом, Перун.

Это последний истинно летний праздник, замыкаю­щий Солнцеворот. Русские люди пекли в этот день хлеб из новой ржи - колобки и пышки (новины) и приносили их для благословения в церковь, окропля­ли святой колодезной водой. Этот хлеб раздавали нищим. С полей приносили в дом первый сноп и ста­вили в «красный» угол, украшая цветами и лентами. Зимой этот сноп молил о божьей милости. Соблюда­ли старинный обряд - завязывали Илье бородку, т.е. оставляли клок ржи на будущий урожай. У этих не­сжатых колосьев сооружали своего рода алтарь, ук­ладывая на него хлеб и соль. После Ильина дня дож­ди считались вредоносными. Однако собранная и за­говоренная ворожеями ильинская дождевая вода яв­лялась и лекарством, снадобьем от всякой вражьей силы. Илье молились перед началом жатвы. Вот мо­литва, обращенная к ангелам и пророку Илье: «Спус­тите вы мне гром и молнию, отбивайте и отстреляйте от раба Божия уроки и призоры, потяготы и позево­ты...» В этот день всегда ждали знамений, знали, что работать в поле небезопасно. Это и понятно, посколь­ку нередки были удары молний, устраивающие пожа­ры, уничтожающие жилища крестьян.

 

Самые яркие августовские праздники - три Спа­са: Спас медовый, или Спас на воде, Спас яблочный, или Спас на горе, Спас ореховый, или Спас на по­лотне. Все Спасы народ связывал с завершением сель­ских трудов и имели общее название - Спасовки.

14 августа - первый Спас знаменовал собою наступ­ление праздника проводов лета. По народной приме­те, в этот день пчелы переставали носить медовую взят­ку с цветов, пасечники должны были нарезать соты и разносить мед по домам, где жили победнее.

19 августа - второй Спас в сознании русского народа связывался с созреванием плодов. До этого дня крестьяне не ели никаких плодов, кроме огур­цов, а в этот, освятив плоды в церкви, устраивали пиршество для всех: «На второй Спас и нищий яб­лочко съест», «Спас любит нас». По старинному правилу больным и бедным дарили плоды. Тот, кто не одарил ближнего своего яблочком, считался не­достойным: «А ней дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного». Устраивали в старину на сред­него Спаса народные гулянья, наблюдали закат, умоляя солнце продлить лето: «Солнышко, Солныш­ко, подожди!» Был и такой обычай: надкусив пер­вое яблоко, загадать о любви. Но в волшебную силу этого колдовского обряда верили лишь девушки.

29 августа - третий Спас в народе праздновался как начало молодого Бабьего лета (до 14 сентября). Хозяйки провожали мужей на поля сеять озимые, провожали с хлебом и солью, отсюда и старинное на­звание - хлебный день. Церковь празднует Перене­сение Нерукотворного Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Царьград. По преданию в этот день Господь умыл Свое Лицо и утер полотенцем, чудес­но изобразив на нем свой Лик: Спас на полотне. В народе в день Тюетьего Спаса святили воду в колод­цах, чистили целебные источники, обходили посо­лонь колодцы, приманивая теплое время года.

 

28 августа - праздник Дожинки, совпадающий с православным Успением Пресвятой Богородицы, называемый в крестьянской среде Успенщиной, Оспожинками. В городах и селах начинались хорово­ды, продолжающиеся и осенью: «С Успенья солнце засыпает».

В этот день завершали посевные работы празднич­ным обрядом: вязали последний «именинный» сноп, украшали его лентами разноцветными и с песнями да плясками несли во двор, ставили на видное место и устраивали складчину, или - как в старину гово­рили, мирской пир, называя это - «пировать Успенщину».

Прощались с летом, по зернам «именинного» сно­па гадали о будущем лете, обливались водою, что­бы, как верили, обеспечить дожди на грядущее лето, пекли караваи нового хлеба, освещали его и клали под образа, чтобы в зимнее время крупицами его пользоваться как лекарством.

Так завершается русское лето — Спасами и Успе­ньем, так незаметно переходит оно в осень.

Понятна августа усталость, Он завершает дело лета, Ему немногие осталось Рассеять осени приметы.

Я вместе с ним встречаю утро: Песчаной отмелью Луна И солнце рядом с ней, как будто И впрямь терпимость им дана.

Все в августе полно покоя, И щедростью, и добротой, Природы сердце золотое Овладевает нынче мной.

Виктор Петров

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether