1. Ползать на четвереньках в прямом направлении, толкая головой мяч, на расстояние 7-8 м.
2. Ползание на четвереньках («змейкой») между предметами, под дугами, между перекладинами поставленной на бок лестницы.
3. Проползание по скамейке на предплечьях и коленях.
4. Ползать по скамейке стоя на коленях, подтягиваясь руками.
5. Ползать по скамейке лежа на животе, подтягиваясь руками.
6. Ползание на четвереньках в сочетании с переползанием через скамейки или с подползанием под ними.
7. Пролезание в обруч сверху, снизу, прямо и боком.
8. Влезание по наклонной лестнице, слезание по вертикальной.
9. Лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом.
10.Лазанье по гимнастической стенке в сочетании со спусканием по наклонной доске.
11.Лазать по гимнастической стенке, поднимаясь вверх по диагонали с пролета на пролет.
12.Перелезание через верх стремянки, заборчика, гимнастической башни, через дерево.
13.Лазанье по веревочной лестнице.
14.Попытаться лазать по канату.
Методические указания. Ползание - полезное упражнение и для старших детей. При ползании вводятся более сложные задания, например передвигаться на четвереньках, толкая толовой мяч, в прямом направлении и «змейкой», через дуги. Дети по указанию воспитателя свободно применяют разнообразные способы пролезания в обруч - сверху, снизу, боком, держа его двумя и одной рукой. Они хорошо воспринимают показ и объяснения, которые в сочетании с накопленным двигательным опытом обеспечивают овладение правильной техникой лазанья чередующимся шагом. Этот шаг наиболее экономный и быстрый. Он свидетельствует о хорошем уровне координации движений.
Дети начинают замечать свои ошибки, пытаются их исправить. Они понимают связь между способом лазанья и достижением лучшего результата. Важно обратить внимание ребят на исходное положение, создающее правильный начальный цикл движения,- рука и нога должны находиться на нужных перекладинах, и этим облегчается дальнейшее передвижение. У некоторых детей еще остается при слезании приставной шаг. Воспитатель напоминает, что при овладении чередующимся шагом надо передвигаться спокойно, не торопясь. На этом этапе обучения одобрение воспитателя получает тот, кто влез и слез правильным способом, хотя и не так быстро. Уточняется умение лазать одноименным и разноименным способами. По мере освоения правильного способа лазанья у детей появляется желание и возможность выполнять движение в быстром темпе.
Переход с пролета на пролет осуществляется одновременно с влезанием по диагонали. Дети выполняют это движение друг за другом, спускаясь вниз по последнему пролету. В этом упражнении важны согласованность действий, детей, их выдержка, умение подождать, пока, впереди влезающий перейдет на соседний пролет.
Если имеются условия, хорошо научить детей лазать по веревочной лестнице. Мягкая опора создает различные непривычные положения, которые помогают воспитанию умения проявлять ловкость, решительность, смелость, упражняют в равновесии. Целесообразно такое лазанье проводить босиком, что укрепляет мышцы и связки стоп, пальцы ног, голеностопный сустав, предупреждает плоскостопие.
В старшей группе можно показать детям перелезание «перевалом» через препятствие высотой 50-60 см. Выполняется движение из исходного положения стоя к снаряду лицом: опереться грудью и руками о препятствие, повернуться вдоль него, перенести через него сначала одну ногу, затем другую, держась руками, опуская ноги поочередно на другую сторону препятствия, встать к нему лицом, выпрямиться.
В старшей группе делаются попытки обучения лазанью по канату (рисунок). К этому движению необходимы подготовительные упражнения:
1.Стоя у каната, захватить его руками на уровне груди, постепенно перехватывать руки вверх, как можно выше, хорошо вытягиваясь вверх.
2.Стоя у каната в глубоком приседе, захватить его руками, перехватывать их вверх, переходя в вис стоя.
3.Сидя у каната, захватить его подошвами ног: ступню правой ноги повернуть носком внутрь и прижать наружной стороной к канату. Ступню левой ноги повернуть носком наружу и прижать наружной стороной к канату с другой стороны. Зажать канат ступнями. Это упражнение можно выполнять сидя на скамейке с гимнастической палкой, поставив ее на пол вертикально между ногами.
Упражнения и игры для детей 5—6 лет
С мячом под дугой. На площадке на расстоянии 8 м одна от другой чертятся исходная и конечная линии. Посередине дистанции ставится 4-5 дуг (высота 40 см) или подвешивается на такой же высоте веревка. 4-5 детей встают у исходной линии на четвереньки. На земле перед каждым кладется набивной мяч (весом 1 кг). Дети ползут на четвереньках, толкая головой набивной мяч, подползают под дуги, доползают до конечной линии и встают, поднимая мяч над головой. Приносят мячи к исходной линии и кладут их перед следующими игроками.
Правила: мяч не должен далеко откатываться; нельзя задевать дугу; вставать и поднимать мяч только за конечной линией.
Усложнение: обозначить для каждого линию, вдоль которой надо двигаться с мячом.
Медведи и пчелы. Гимнастическая стенка или вышка - улей, на противоположной стороне - луг, в стороне - берлога. Несколько детей - медведи, они в берлоге. Остальные - пчелы, влезают на стенку. По сигналу пчелы вылетают (слезают) и летят на луг. Медведи в это время выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку). На сигнал «медведи» пчелы летят в улей, а медведи за это время должны успеть убежать в берлогу. Не успевших вовремя слезть пчелы жалят - дотрагиваются рукой. После двух повторений дети меняются ролями. Участвует в игре столько ребят, чтобы они все свободно размещались на лестнице (на одном пролете 2-3 ребенка).
Правила: слезать с лестницы до конца, спрыгивать нельзя; пчелы жалят тех, кто находится на лестнице, слегка дотрагиваясь до них рукой.
Кто скорей через обручи к флажку. 4-5детей на одной стороне площадки. На противоположной стороне лежат флажки (кубики, кегли). На середине площадки напротив каждого играющего положено по два обруча. По сигналу дети бегут к обручам, пролезают в один снизу и кладут его на пол, в другой - сверху и также кладут на пол, добегают до флажка, поднимают его вверх. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание и прибежал первым.
Правила: обруч не бросать, класть на пол; пролезать в обруч одним и другим способом.
Пожарные на учении. Дети стоят лицом к гимнастической стенке на расстоянии 4-5 шагов от нее в 3-5 колоннах (по числу пролетов). На каждом пролете наверху подвешен колокольчик (погремушка). По сигналу дети, стоящие первыми бегут к стенке, влезают на нее и звонят. Затем слезают и идут в конец колонны. Отмечают того, кто позвонил первым. Бегут следующие дети. Подсчитывается, в какой колонне больше выигравших.
Правила: влезать установленным способом (произвольно и чередующимся шагом); не пропускать перекладин; спускаться до конца, не спрыгивать.