Как известно, имя личное - олицетворение человека, принимаемое при рождении. Дни рождения но традиции празднуются в семье, а именины разумно организовывать в группе, творческом коллективе, а то и в масштабе всей школы. Дети заинтересованы в том, чтобы лучше узнать себя и своих друзей. Познание это может осуществляться через имя, которое ребенок носит от рождения.
Педагогическая ценность этой формы воснитательной работы в сочетании коллективного (поздравляют именинника совместно, соборно), группового (на протяжении месяца несколько именинников) и индивидуального (речь идет о конкретном носителе конкретного имени) подходов. Данная линия воспитания позволит, как того требуют наука и просто здравый смысл, повернуться к индивидуальности ребенка, не вяадая в усугубление индивидуализма. Опора на русский народный календарь, на этимологию русских имен, на жизнеописание народных святых и героев, воинов и художников позволит приобщиться к национальной культуре, а международный характер практически большинства имен - к общечеловеческим ценностям.
Представленный ниже материал предназначен для организации воспитательной работы в октябре-ноябре и является образцом для самостоятельной организации подобных воспитательных мероприятий. Нам представляется, что празднование именинных дней может стать стержнем традиции и упорядочить воспитательный процесс детского учебно-воспитательного учреждения.
Организация праздника
Холл или зал, где проходит праздник, оформлен в русском стиле. Это могут быть красочные листы с изображением цветов, орнаментальных композиций, репродукций картин В. Васнецова, Н. Рериха. На лепестках цветов или отдельно приведены пословицы и поговорки, включающие имена тех, кого в этот день поздравляют. Хорошо подобрать музыку, а еще лучше - песни, посвященные тезкам именинников.
Ведущий (может быть в русской народной одежде, в роли коробейника) кратко рассказывает детям, кто такой Ангел-хранитель и соименный святой. По православной вере каждому христианину при крещении Бог посылает особого Ангела, который называется его Ангелом-хранителем. Уместно привести в данном случае и молитвенную формулу обращения к своему Ангелу: «Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя, просвети отличать доброе от злого... направь на дорогу, ведущую к спасению».
Помощник ведущего (или помощники) при необходимости дает дополнительную информацию, опираясь на русский народный и церковный православный календарь. Дети должны узнать, что каждый христианин носит имя какого-либо святого и почитает его как своего помощника на все доброе, как своего Ангела-хранителя.
Воспитательный смысл праздника в том, чтобы возбудить у ребят желание жить так, как их соименные святые, т. е. свято.
Именинные дни позволяют обогатить содержание воспитательной работы, познакомить детей не только с христианами-подвижниками, но и с великими людьми языческих времен, поскольку многие, внесенные в Святцы, имена восходят к более древним временам, к дохристианским богам, героям, творцам культуры. Все это станет активным средством «заселения» внутреннего мира детей, образцами для подражания.
Магия имени велика. С рождения, всю сознательную жизнь звучит для нас наше имя, тесно срастаясь в нашем представлении с нами самими, с нашей индивидуальностью. Имя - часть нашей личности, камертон для ее настройки. Замечено, что люди, например, с именем Анатолий (греч. - Восточный) по характеру мягкие, склонны к мечтательности, а с именем Дмитрий (от греч. - Диметра, богиня плодородия) — более энергичны, решительны. С педагогической точки зрения имя является серьезным средством формирования личности, и задача педагога - перевести этот процесс из стихийного в планомерное и осмысленное русло.
Знание истории, происхождения, этимологии и образного строя конкретных имей для ведущего именинного дня и его помощника необходимо. Перед самым праздником можно дать задания провести исследование (по литературе, посредством бесед с родителями, библиотекарем и т. п.) своего собственного имени, своего отчества и фамилии, если она происходит от имени.
Для старшеклассников задание можно усложнить. Оно может быть следующим: составить свое родословное Древо с указанием имен предков в трех поколениях. Какие имена можно считать вашими родовыми? Почему? Задания могут быть и более сложного, творческого характера. В любом случае знание истории, этимологии, образного строя имени, которое ребенок носит, благотворно влияет на формирование его внутреннего мира, усиливает способность к самопознанию.
Ведущий, обращаясь к именинникам, просит их произнести мысленно свое имя, а затем построить о нем рассказ по следующей схеме:
-Каково происхождение имени? Какой народ его породил? Когда это имя вошло в русскоязычную среду? Какое автохтонное (первоначальное) имя оно заменило?
-Что означает ваше имя в точном переводе (с греческого, с латыни, с еврейского и т.д.)?
-Когда вы отмечаете свои именины? (Здесь следует еще раз объяснить, что речь идет не о»дне рождения, а именно об именинах, т. е. о рождении вашего (твоего) имени в исторической глубине, в конкретной личности, вошедшей в Святцы, благодаря чему имя стало прославленным в Боге, освященным, а все те, кто в дальнейшем им именуется, обретают и Ангела-хранителя.)
-Кому из великих и известных людей прошлого принадлежало это имя? (Последний вопрос можно усложнить, учитывая уровень образованности детей, например, перечислить известных деятелей древнего, средневекового или нового времени, правителей, полководцев, ученых, изобретателей и пр.)
Понятно, что для христианина главным является то имя, которое причислено Православной церковью к лику святых и занесено в Святцы. Именно эти святые- наши личные небесные покровители и заступники. Именинникам можно дать задание познакомиться по Святцам с житием своего святого: сделать рукописную книжечку, если житие представляет, развернутый рассказ об известном святом, нарисовать (изготовить) икону-талисман с изображением Ангела-хранителя и пр.
Ведущий должен разъяснить, что именины - личный праздник, но благодаря имени каждый из нас входит в Соборную Церковь, в единство верующих.
Для правильного проведения именинного дня необходимо прежде всего правильно вычислить именины детей и научить этому самих школьников. (Это можно осуществить в ходе коллективного планирования именинного дня с классом (группой), когда осуществляется определение именинников и группировка их по месяцам, поскольку разумнее организовывать эту форму воспитательной работы не чаще одного раза в четверть или месяц.)
В Святцах, которые имеются в каждой церкви, есть много одноименных Святых. В этом случае следует неукоснительно придерживаться правила: имя чествуемого Святцами святого, т. е. именины, должны быть ближайшими ко дню рождения и следовать за ним.
Например, вам необходимо определить именины Анастасии. Дни Ангелов Анастасий приходятся на 4 января, 23 марта, 11 и 12 ноября. Слово «Анастасия» - греческого происхождения и означает «воскресшая», «воскресение», а следовательно, ее день недели - воскресенье. В русском языке это имя часто произносится сокращенно: Настя, Тася, Анастасея и пр. Сопоставив с днем рождения конкретной Анастасии, вы определили, что ее день Ангела приходится, например, на 12 ноября. Это день памяти монахини Анастасии Солунской, причисленной церковью к лику святых мучениц, пострадавших за православную веру в века гонений на христиан римских императоров.
По народному календарю 12 ноября - Синичкин день, праздник прилета синиц: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник знает». С этим днем связаны народные обряды кормления синиц и других птиц. Зная особенности именинного дня по народному календарю, можно значительно украсить данное воспитательное дело, найти незабываемые подробности. К организации именинного дня можно подключить исторический календарь, сведения о великих личностях, соименных, именины которых отмечаются в группе, классе. В нашем случае можно подготовить рассказ, например, о супруге протопопа Аввакума Анастасии Марковне (у нее тот же Ангел-хранитель), великой русской женщине, поехавшей за опальным мужем в Сибирь, в далекую Даурию. Учащиеся старших классов могут самостоятельно провести исторические изыскания относительно своего имени.
Все собранные и рассказанные, представленные в разной форме сведения о том или ином имени могут послужить прекрасным материалом для составления поздравлений. В старших классах возможно включение астрологической информации (данные гороскопа, астрологического прогноза на этот период). Творчество по составлению поздравления, надписи на поздравительных открытках (в стихах, рисунках и пр.) могут быть осуществлены в форме конкурса.
Не останавливаясь на традиционных формах, для ориентации и выбора перечислим некоторые современные формы, в которые можно облечь именинные дни.
Сократовская беседа
Развернутый поисковый анализ вариантов толкования имен, коллективное раздумье над именами именинников (соответствует ли характеру, поведению и пр.). Ведущий может задать вопросы:
- Чего требует от тебя твое имя, его смысл?
- Кому бы ты хотел подражать из людей, носящих твое имя? Тирану или тому, кого тиранят?
- Не лишает ли имя человека свободы, не ограничивает ли его индивидуальность?
- Похож ли ты на свое имя?
Сократовская беседа как форма именинного вечера может быть начата с полушутливого вопроса, например: «Нужно ли человеку имя?», «А если бы-у тебя было другое имя, то ты был бы другим?», «Какое бы имя ты выбрал сам себе?» Такие вопросы можно назвать разминочными, стартовыми, эмоциональными выступлениями к содержательной части вечера. Когда сократовская беседа достигла эмоционального накала, кульминации, следует перевести ее в более деловое русло, начать, например, конкурс на лучшее поздравление именинников этого дня.
Сократовские беседы разумно использовать в работе со старшеклассниками, достигшими определенного уровня духовной культуры.
Этический театр
Форма: День гения. Дети перевоплощаются в героев, которые носят их имена, соответственно переодеваются и разыгрывают сцены из жизни своих соименников. Возможна импровизация на темы: «История моего имени», «Подвиг (имярек)», «Я и мой Ангел-хранитель» и др. Отбирать материал для подобных сценок следует с этических позиций. Далеко не все данные Святцев, мифологических и исторических житий можно использовать для театрализации Дня гения. Если соименник - яркая личность, достигшая высочайшего уровня развития, то можно в именинный день сосредоточиться на одном ( герое, например Сергии Радонежском. По своей структуре этот день может быть разнообразным, например:
1. Рассказ «Пять минут со святым Сергием».
2.Театрализованная сценка из жизни отрока Варфоломея или старца Сергия Радонежского (благословение на битву князя Дмитрия и пр.).
3.Музыка православного богослужения и русские
народные исторические песни (духовные стихи).
4.Мир иконы (разбор и чтение жития по древнерусской иконе «Сергий Радонежский с житием» и др.).
Ко Дню гения необходимо с особой торжественностью оформить комнату, выпустить газету, подобрать изобразительный ряд, организовать выставку сочинений и других работ школьников.
Структурируя именинные дни, можно с успехом использовать и хорошо известные формы воспитательной работы/ Это могут быть, например:
конкурс «Ромашка» (на лепестках - имена и задание для поздравления);
конкурс актерского мастерства (отгадать имя героя по пантомиме, сценке и пр.);
устный журнал, где дается информация об именах;
турнир ораторов, соревнующихся в лучшем поздравлении именинников;
литературная гостиная и многие другие формы воспитания.
В любом случае следует начинать с беседы «Об именах и именинах».
В сентябре именинниками являются Андрей (1), Агафон (4), Наталья (8), Анна (10), Иван (11), Руфина (15), Михаил (19), Петр и Павел (23), Никита (28).
В октябре - Арина (2), Фекла (7), Сергей (8, 20), Трифон (21), Яков (22).
В ноябре именинники: Дмитрий (8), Прасковья (10), Анастасия (11), Кузьма и Демьян (14), Федот (20), Михаил (21), Федор (24), Матвей (29).
Одна из современных форм школьного именинного дня - литературная гостиная, обогащенная театрализованным представлением и чаепитием. Ведущий должен красочно и увлекательно рассказать об именах и именинах для определенного осеннего месяца. Для именинников организуется представление, где актеры рассказывают об истории имени, его знаменитых представителях и литературных носителях.
К примеру, на именинах Анны (10 сентября) представление может строиться по следующему плану: Анна - мать Девы Марии; пророчица Анна и Сретение Христа; Анна Византийская и Владимир Равноапостольный; Анна Ярославна (дочь Ярослава Мудрого) во Франции; Анна Иоанновна на Российском престоле; Анна Керн - вдохновительница Пушкина; Анна Ахматова, ее стихи о женщине, о любви и т.д.
Для углубления русского православного понимания значения в жизни человека его имени важно познакомить детей с обрядом крещения (например, в форме беседы «Крещение и имя»).
В русских семьях издавна спешили крестить новорожденных и дать им имена, чтобы они сразу же оказались под защитой Бога. Этот день - крестины - праздновался особо в родительском доме. Приглашенные одаривали младенца, высказывали добрые пожелания. В этот же день у новорожденного появлялись его духовные родители, которые были призваны заботиться о своем крестнике. Именно в день крещения в старину справлялись именины, поскольку это было уже не телесное, а именно духовное рождение, считавшееся на Руси значительнее простого появления на свет. Сам день рождения оставался в тени этого духовного события и не праздновался. В день именин пекли, смотря по семейному достатку, желательно как можно более весомый именинный пирог, начиненный кашей. Когда начинали именинничать, этот пирог ломали над головой виновника торжества. Считалось, что чем больше каши высыплется та голову именинника, тем счастливее он проживет до следующих именин. Начинали шумный пир с пения «многолетия», благословения образами и одаривания подарками.
Следует еще раз напомнить, что именинный день для нас является ближайшим после дня рождения нашего Ангела-хранителя, т. е. святого, носящего то же, что и мы, имя.
Имя - многогранно, и взглянуть на него можно с десятка сторон. Можно включить связь имени и цвета, поскольку звучание букв имеет определенную цветовую окраску. Буквам алфавита присущи числовые значения, которые расшифровываются нумерологическими операциями. Имя тесно связано с мифологией, историей, литературой, религией, геральдикой и т.д. Данная информация обогатит тексты поздравлений именинникам, поможет расширить кругозор, а главное, лучше понять именинникам самих себя.