Содержание упражнений для детей подготовительной к школе группы (6—7 лет)
1. Бегать отводя назад согнутые ноги в коленях.
2. Бегать поднимая вперед прямые ноги.
3. Бег прыжками.
4. Бег в сочетании е другими движениями (ведение мяча, со скакалкой, прыжками).
5. Бег широким шагом через препятствия высотой 10-15 см.
6. Бег из разных стартовых положений,
7. Бег на скорость - дистанция 30 м.
8. Челночный бег (5 раз по 10 м).
9. Чередование ходьбы и бега на 3-4 отрезках пути, по 100-150 м каждый.
10. Бег в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние 200-300 м,
11. Медленный бег в течение 2—3 мин.
Методические указания. В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает следить за тем, чтобы бег у детей был естественным, легким, ритмичным, с хорошей осанкой, непринужденным положением рук, головы, туловища. Для детей 6-7 лет увеличивается число упражнений в беге, вводятся новые виды, требующие хорошей физической подготовки, например бег с отведением назад согнутых ног в коленях, бег с подниманием вперед прямых ног, бег прыжками. Усложняются задания, освоенные в старшей группе, например, бег широким шагом чередуется с преодолением препятствий высотой 10-15 см, что требует энергичного отталкивания, высокого полета, умения без остановки выполнить несколько прыжков подряд.
Беговые упражнения чаще сочетаются с другими сложными движениями, но лишь в том случае, если дети ими владеют. Так, воспитатель предлагает бег под вращающейся длинной скакалкой, развивая у детей умение соразмерять скорость бега со скоростью вращения скакалки, резко ускорять бег в момент пробегания под ней. Это же умение необходимо при ведения мяча в прямом направлении или «змейкой». У детей 7 лет сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнить такие упражнения, как пробежать по наклонному или горизонтально поднятому на 20-25 см бревну. Следует подсказать детям, что бежать надо осторожно, ставя стопы близко одна к другой, носки не разводить, руки расставить в стороны, помогая удерживать равновесие, смотреть на конец бревна.
Воспитатель не должен забывать о требованиях к технике бега при выполнении прыжков. Успех в этих упражнениях во многом определяется умением увеличить темп в конце разбега, завершив его энергичным отталкиванием.
Продолжается развитие качества быстроты. Хорошим упражнением в стартовом рывке является бег из разных исходных положений - стоя спиной, сидя, стоя на коленях, лежа. Такие задания совершенствуют умение детей быстро реагировать на сигнал, развивают максимальный темп бега, при котором у детей появляется частый шаг и энергичные движения рук.
Расширяются возможности воспитания выносливости. Детям предлагают пробегать в среднем темпе по пересеченной местности дистанцию 200-300 м. Бег в чередовании с ходьбой на отрезках пути по 100-150 м повторяется 3-4 раза. Закрепляется умение бежать медленно в невысоком темпе в течение 2-3 мин. По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Такой бег желательно проводить весной, летом и даже поздней осенью, не боясь мелкого, моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.
Игры для детей 6—7 лет
Ловишка, бери ленту! Дети строятся по кругу. Каждый получает полоску или цветную ленточку и закладывает ее за пояс или за ворот. В центре круга ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются по площадке (если она большая, надо обозначить границы для игры). Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть ленточку. По сигналу «раз, два, три, в круг скорей беги» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент, возвращает их детям. Игра возобновляетсяс новым ловишкой.
Правила: ленточку не придерживать руками; лишившийся ленточки временно выходит из игры.
Уголки. Игра хорошо проходит на большом участке, где много деревьев, расположенных недалеко друг от друга. Дети становятся возле них или в обозначенных на земле кружках. Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к кому- либо и говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идет с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а находящийся в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удалось, оставшийся без уголка становится на середину. Если водящему долго не удается занять уголок, воспитатель говорит: «Кошка». Все одновременно меняются местами, ведущий занимает чье-либо место.
Правила: до перебежки уговориться с тем, с кем хочешь поменяться местами; нельзя долго стоять в своем уголке.
Собери флажки. На поле, площадке расставляют флажки через каждые 8—10 м. В первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем играющих, во втором ряду — еще на два меньше. Таким образом, если играют 10 детей, то флажков должно быть в каждом ряду 8, 6, 4, 2, 1. По сигналу дети бегут, каждый старается завладеть флажком в первом ряду. Двое, не успевших это сделать, выбывают из игры. После второго этапа остается шесть участников, затем четыре и наконец двое сильнейших. Ребенок, овладевший последним флажком, становится победителем.
Правила: если во время бега ребенок уронил флажок на землю, он должен сначала поднять его и только затем продолжать бег.
Догони соперника. Две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов однаот другой. В 15-20 шагах от стартовой линии очерчивается дом. По сигналу все одновременно начинают бег: дети, находящиеся сзади, стараются осалить бегущих впереди. После подсчета осаленных дети меняются ролями.
Правила: нельзя салить за линией дома.
Бег шеренгами. Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15-20 шагов), можно дать им названия «Ракета», «Спутник». По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки идут вперед, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги, участники которой сидят на земле, остается 2-3 шага, воспитатель дает команду: «Беги!». Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. Подсчитываются осаленные. Игра повторяется, но на этот раз команды меняются ролями.
Правила: каждый раз дети обеих команд должны принимать определенное исходное положение, например, те кто наступает, могут брать друг друга под руки, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.
Салки со скакалкой. Двое детей берут за разные ручки обычную короткую скакалку, бегут по площадке, стараясь свободной рукой осалить остальных детей, убегающих от них. Первый пойманный встает между водящими, берется одной рукой за середину скакалки и включается в ловлю. Чтобы тройка водящих освободилась от своих обязанностей, надо каждомуиз них поймать по одному игроку.
Правила: скакалку не отпускать; согласовывать действия в тройках.
Перемена мест. Две команды по 8-10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки за линиями городов (дистанция 10-12 м) и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу бегут навстречу друг другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.
Правила: при перебежке не сталкиваться; встав в шеренгу, подровняться.
Горелки. Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. С помощью считалки выбирают ловишку:
«Косой, косой, Не ходи босой.
А ходи обутый, Лапочки закутай.
Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут.
Не найдет тебя медведь. Выходи, тебе гореть». (С. Маршак)
Ловишка становится на линию спиной к остальным играющим, Все, стоящие парами, говорят:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо — птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три —беги!»
С окончанием слов дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один - справа, другой - слева), стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки. Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если ловишка не поймал, он остается в той же роли.
Правила: во время произнесения слов ловишка не должен оглядываться; ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.
Полоса препятствий. В качестве препятствий могут быть различные пособия: скамейки, дуги, барьеры, целидля метания. Порядок преодоления препятствий может быть любым, например подлезть под несколькими дугами (рейками), пройти по гимнастической скамейке (или бревну), обежать набивные мячи (четыре мяча, положенных на расстоянии 1 м один от другого), перепрыгнуть с места через две линии, проползти по гимнастической скамейке, пробежать с маленьким мячом (или мешочком с песком) 6-7 м и метнуть его в цель. Оцениваются быстрота и точность выполнения задания.
Будь внимателен. На одной стороне площадки 5-6 играющих, на противоположной (дистанция 8-10 м) напротив каждого лежат по три предмета (например, кубик, погремушка, флажок). На сигнал «Беги» играющие устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трех предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию.
Правила: выигрывает прибежавший с предметом первым; если взят не тот предмет, нужно вернуться и заменить его.
Коршун и наседка. В игре участвует8-10 детей. Одного и» играющих выбирают коршуном, другого - наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга.В стороне гнездо коршуна.По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, вытягивая руки в стороны, не дает коршуну схватить цыпленка.Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой.
Правила: не разрывать сцепления в колонне; нельзя держать коршуна руками; пойманный идет в гнездо коршуна.
Салки — не попади в болото. На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать,- болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.
Правила: осаленный ловишкой или попавший в болото считается пойманным и выбывает из игры до подсчета осаленных.