Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка, по мере расширения его двигательного опыта. Сначала это первоначальные попытки удержать определенную позу при сидении, стоянии, ползании. Хорошо известно, как трудно ребенку сохранять устойчивое положение при первых попытках стоять, а потом и ходить. Крепко держится он за опору или за руку взрослого, лишь на короткое мгновение решаясь стоять и ходить самостоятельно. Для того чтобы уверенно двигаться, когда происходит постоянная смена центра тяжести, нужно научиться сохранять устойчивую позу, применяя выравнивающие движения.
Малыш еще плохо рассчитывает эти действия и выполняет их с большим усилием. Стремясь удержаться, например, в ходьбе по доске, он широко расставляет ноги, наклоняет голову, напрягает плечевой пояс.
Равновесие совершенствуется в упражнениях, развивающих все виды основных движений, в различных подвижных играх. Например, в ходьбе и беге при неожиданных остановках, поворотах, смене темпа движения; при спрыгивании в точно обозначенное место; в переползании и ползании по скамейке и т. п. Еще активнее происходит тренировка равновесия при передвижении на коньках (обычных и роликовых), в ходьбе на лыжах.
Доказана необходимость специальных упражнений, направленных на развитие у ребенка устойчивости в разных позах во время статических положений и движениях в пространстве. В статических упражнениях необходимо удерживать равновесие в определенно принятой позе - стоя на носках, на одной ноге. Выполняют упражнения на полу, скамейке или другой какой-либо опоре. В динамических упражнениях равновесие надо сохранять в движении - при ходьбе, беге, после поворотов, вращений. Такие упражнения легче выполнять на полу. Дальнейшее усложнение связано с уменьшением площади опоры - ходьба между двух линий или шнуров, положенных на пол, по доске. Труднее даются упражнения на равновесие при увеличении высоты опоры с 10-15 см в младших группах до 40 см в старших.
Все задания, связанные с проявлением равновесия, требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Поэтому на физкультурных занятиях такие упражнения должны проводиться по возможности раньше, до упражнений в силе или выносливости.
Задания по сохранению равновесия включаются в упражнения для детей всех возрастных, групп. Малыши 2-3 лет ходят по дорожке из пластика или клеенки (шириной 35-25 см), по доске (шириной 25-20 см). Для более.старших детей используются гимнастические скамейки, доски, которые можно закреплять в наклонном положении на разной высоте. На участках дети упражняются в ходьбе по бревну, скамейке, пенькам разной высоты.