Содержание упражнений для детей старшей группы (5—6 лет)
1. Бег на носках.
2. Бег широким и мелким шагом.
3. Бег высоко поднимая колени.
4. Бег с выполнением заданий.
5. Бег в сочетании с другими движениями.
6. Бег в быстром темпе на 10 м (повторить 3—4 раза).
7. Бег на скорость на расстояние 20—30 м.
8. Челночный бег (3 раза по 10 м).
9. Чередование ходьбы и бега на 2—3 отрезках пути, по 60—100 м в каждом.
10. Бег в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние до 150—200 м.
11. Медленный бег в течение 1,5—2 мин.
Методические указания. Упражнения в беге для детей старшей группы усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно: на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега, и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.
В упражнения и игры часто включаются разные задания при беге в среднем темпе, например не снижая скорости бега, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары. Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности. Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150—200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.
В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20—30 м или повторяют 3—4 раза быстрый бег на 10 м.
В целях воспитания выносливости детям предлагается пробежать от 60 до 100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе до 1,5-2 минут. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.
Упражнения и игры для детей 5—6 лет
Горелки с платком (удмуртская игра). Дети становятся в колонну по два. Впереди, лицом к ним, водящий, у него в руке платок. Он поднимает его. Дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон к водящему.
Правила: тот, кто подбежал первым, берет платок и становится водящим; опоздавший встает в пару с прежним водящим впереди остальных пар.
Физкульт-ура! Дети располагаются на одной стороне площадки за линией старта. На противоположной стороне в 15— 20 м отмечен финиш. Ребята говорят:
«Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим.-
Спорт—помощник!
Спорт —здоровье!
Спорт — игра!
Физкульт-ура!»
С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Правила: побеждают те, кто в числе первых трех пересек линию финиша.
Усложнение: победителей выстраивать на 1—2 шага дальше от линии старта.
Найди свое место (итальянская игра). Играющие образуют круг. Водящий за кругом с платочком в руке. По сигналу он пробегает за стоящими в кругу детьми, кладет кому-нибудь из них на плечо платок и продолжает бежать. Тот, у кого оказался платок, бежит навстречу водящему. В это время дети, стоящиев кругу, раздвигаются, как бы заполняя освободившееся место. Водящий и ребенок с платком должны отыскать это место и встать.
Правила: вставший на место правильно остается в кругу, а опоздавший становится водящим; если водящий 3 раза подряд был вэтой роли, его заменяют.
Лошадки. Дети распределяются на две равные подгруппы, одна из которых всадники, другая - лошади. Всадники располагаются на одной стороне площадки, лошади - в конюшне. Воспитатель —-сторож. Всадники запрягают лошадей, используя скакалки или веревки (длиной 2 м), становятся друг за другом. На слова «шагом» всадники идут друг за другом обычной ходьбой, лошади - высоко поднимая ноги. На сигнал «бегом» бегут, на сигнал «галопом» скачут, на сигнал «врассыпную» бегут в разных направлениях по площадке. Затем вновь идут друг за другом. На слова «тпру!» останавливаются. Дети меняются ролями. Игра повторяется.
Правила: менять движения по сигналу; при беге не сталкиваться.
Усложнение: добавить ходьбу по доске-или бревну, в горку и с горки.
Гуси-лебеди. На одном конце площадки отмечаетсядом, где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома - логово волка. Остальное место площадки - луг. Назначаются или выбираются пастухи волк, онизанимают свои места. Гуси пасутся на лугу,
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси. Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да,да, да!
Пастух. Так летите!
Гуси. Нам нельзя, Серый волк под горой Не пускает нас домой...
Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите!
Гуси, вытянув руки в стороны, летят домой, а волк выбегает и старается поймать (осалить) гусей.
Правила: пойманным считается тот, до кого дотронулся волк, подсчитав аются пойманные гуси, назначается новый волк и пастух.
Усложнение: волк должен подлезть под дугу или в обруч.
Караси и щука. Половина детей образуют круг - пруд, расстояние между играющими два шага. Один - щука находится за кругом. Остальные играющие - караси бегают внутри круга. По сигналу «щука» она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Те спешат занять место за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу (камешки).
Правила: щука ловит тех, кто не успел встать за камешек; после 3—4 повторений подсчитывают пойманных карасей; дети, стоящие в кругу и изображающие карасей, меняются ролями; назначается новая щука.
Мышеловка. Играющие делятся на две неравные подгруппы: меньшая (примерно одна треть играющих) образует круг- мышеловку, остальные - мыши находятся за кругом. Играющие - мышеловка - берутся за руки и ходят по кругу и говорят:
«Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели.
Вот поставим мышеловки, Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас Переловим всех сейчас!»
выбегают из мышеловки и вбегают в нее. По сигналу «хлоп» дети опускают руки — мышеловка захлопнулась.
Правила: мыши не должны стоять в кругу или вне его; не успевшие выбежать по сигналу считаются пойманными и встают в круг — мышеловку.
Ястреб и утки (якутская игра). На площадке рисуют два круга - озера, между ними расстояние 5-10 шагов. С помощью считалки выбирают ястреба, он встает между озерами. Остальные дети - утки плавают в своих озерах. По сигналу дети - утки меняются местами.В это время ястреб ловит уток.
Правила: ястреб только дотрагивается до уток, когда они находятся вне озера, в озере уток ловить нельзя: пойманные утки выбывают из игры и возвращаются на места после подсчета и смены ястреба.
Для выбора ястреба можно использовать следующую считалочку:
«Жил в реке один налим,
По четыре раза в сутки
Два ерша дружили с ним.
И учили их считать:
Прилетали к ним три утки
Раз-два-три-четыре-пять!»
Кто лишний (башкирская игра). Хлопая в ладоши и приплясывая, дети водят хоровод. Внутри круга нарисован треугольник со сторонами, равными длине 4-5 шагов, у каждой его вершины - кружки. Трое ребят становятся в кружки, а четвертый - водящий в центре треугольника. Из кружков ребята перебегают в хоровод. Те, перед кем они встают, должны быстро занять опустевший кружок.
Правила: водящий может занимать любой пустой кружок; опоздавший становится водящим.
Салки в кругу. На площадке чертится круг диаметром 30 м. Соревнуются две команды. Каждая образует круг, т. е. два круга внутри нарисованного круга. По первому сигналу команды двигаются приставными шагами в разные стороны. По второму сигналу играющие внешнего круга разбегаются, ребята из внутреннего круга стараются их осалить. По истечении некоторого времени игра останавливается, подсчитывается число осаленных, команды меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая осалить большее число соперников.
Правила: нельзя выбегать за пределы нарисованного круга.
Скворечники. Играющие чертят в разных местах площадки кружки или делают их из скакалок, шишек, камешков - это скворечники. В каждом - пара скворцов. Число играющих нечетное, один без дома. Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу «скворцы прилетели» дети - скворцы бегут в скворечники и размещаются в них по двое, По сигналу «скворцы летят» снова бегают по площадке.
Перемени предмет. На одной стороне площадки чертят4-5 кружков на расстоянии одного шага один от другого, в каждом по мешочку с песком. На противоположной стороне выстраиваются играющие в 4-5 колонн против каждого кружка. Каждый первый в колонне получает кубик (шишку, камешек). По сигналу дети бегут к кружкам, кладут в них кубики, берут мешочки с песком н возвращаются на места.
Правила:предмет нужно класть в кружок, не бросать; если предмет не точно положен в кружок, играющий должен вернуться и поправить предмет.