1. Бег стайкой на расстояние до 10 м.
2. Бег в разных направлениях небольшими группами и всей группой.
3. Бег за предметом или с ним.
4. Бег в колонне небольшими группами и всей группой.
б. Бег по кругу.
6. Бег между двумя линиями.
7. Бег в медленном темпе 30—40 с.
Методические указания. Чтобы дети младших групп лучше освоились в. коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами. Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно бегать им с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.
Самое простое задание — бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.
Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего, не отставать. Эти виды бега малыши осваивают постепенно, начиная с Небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева». «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаше используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр.
Упражнения и игры для детей 2—3 лет
Бегите ко мне (флажку, игрушке).
Дети стайкой бегут в указанном направлении на расстояние до 10 м.
Правила: каждый бежит в своем темпе, но при этом сохраняя общее направление бега, не наталкиваясь на бегущих рядом.
Воробышки и автомобиль.
Дети встают за линию, начерченную на земле или обозначенную палочками,— это дом. Воспитатель с обручем в руках на противоположной стороне. Дети — воробышки перепрыгивают линию и бегают в разных направлениях по площадке. На слова воспитателя «автомобиль едет, летите в гнезда» воробышки бегут в дом.
Правила: бегать в разных направлениях, не наталкиваясь; находить свой домик, действовать по сигналу.
Догони мяч.
Воспитатель катит или бросает мячи и предлагает детям догнать их и принести обратно. Количество мячей должно соответствовать числу играющих. Начинать с небольшого расстояния (примерно 3—4 м) и затем постепенно его увеличивать до 6—7 м.
Птички в гнездышках
.С одной стороны площадки разложены обручи, сделанные из ивовых прутьев (или плоскиеиз фанеры), по количеству детей. Каждый ребенок — птичка занимает гнездышко — обруч, По сигналу воспитателя птички разле таются по площадке. По другому сигналу летят на места(в любой свободный обруч).
Усложнение: разложить большие обручи, в которые встают по 3—4 детей.
Бегом по дорожке.
По краям площадки обозначить две линии на расстоянии 50 см одна от другой. По этой дорожке дети бегут друг за другом, сохраняя правильное направление (сначалапо 8—10 детей, а затем и всей группой).
Самолеты.
Дети располагаются на одной стороне площадки, воспитатель, находясь в середине, показывает движения, которые малыши повторяют: вращают руками перед грудью — заводят мотор, поднимают руки в стороны и покачивают ими—■ проверяют крылья самолета и после этого разбегаются по площадке в разных направлениях. По сигналу «на посадку» летят на аэродром.
Курочка-хохлатка.
Воспитатель ходит с детьми по площадке и говоритя:
«Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Появляется кошка (эту роль выполняет один из детей), воспитатель говорит:
«На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка...
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет».
Кошка встает и бежит за цыплятами, которые убегаютв противоположную от нее сторону — в дом. Воспитатель защищает цыплят, разводит рукив стороны и говорит: «Уходи, кошка, не дам тебе цыплят».
Жуки.
По сигналу воспитателя «жуки полетели» дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу «жуки упали» ложатся на спину и делают свободные движения рук и ног — барахтаются.
Машины.
Каждый ребенок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи — рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.
Звоночек.
Дети стоят полукругом перед воспитателем, за спиной у него звоночек (бубен, барабан, погремушка), который он показывает детям и быстро прячет, спрашивая, что они видели. Затем, звоня, перебегает на другую сторону и говорит: «Я бегу, бегу, бегу и в звоночек я звоню». Кладет звоночек сзади себя, широко разводит руки в стороны и зовет детей: «Все сюда скорей бегут и звоночек мой найдут». Дети бегут. Тот, кто первый найдет игрушку, звонит и отдаст воспитателю.