Осень - пора свадеб, создания семей, проверка молодоженов на умение жить в супружестве, вести самостоятельное хозяйство. Вполне понятно, почему именно это время года было выбрано народом для свадебных торжеств: период страды завершен, закрома полны дарами природы, невесты, приглянувшиеся в летнее время, выбраны.
Все русские народные праздники, включая свадьбы, по своей природе соборные. Они никогда не проходили без участия детей: играми в свадьбу, шуточными действиями дети по-своему благословляли молодых на счастливый брак. В преддверии настоящих взрослых свадеб дети разыгрывали шуточную свадьбу. Шуточная свадебка имела как магическую силу, оберегая настоящую свадьбу, так и воспитательную, в веселой игре знакомя детей с серьезной обрядовой стороной взрослой жизни.
Для осуществления этого действия в современных условиях необходим просторный зал, где можно водить хоровод-хор, два стула для жениха и невесты, большой бело-синий платок. Часть зала оборудуется под типичную русскую горницу: стена с небольшим деревенским окошком, за которым осенний пейзаж, стол, расписная деревянная посуда, некоторые предметы утвари: веники (два), еовки (два), бадьи с тестом (пластилин или другой подобный поделочный материал). При усложнении игрового действия могут потребоваться и другие предметы сельского обихода.
Шуточная свадьба играется следующим образом: хор образует живой круг, внутри круга «молодые» - «князь» и «княгиня». В песнях в краткой и веселой форме обыгрывается ход свадебного обряда.
Вот примеры русской традиционной свадебной песни:
Как у свата на дворе
В колокол ударили.
Молодца поздравили
Со своей со будущей (женой),
С раздутой красной девицей!
Катился бел виноград да по загорью,
Красно солнышко да по залесью,
Дружка с князем да по застолью,
Сзади за ним посыпальная сестра,
Сыплет житом да хмелем;
Житом посыплет, чтоб жить хорошо,
Хмелем посыплет, чтоб жить весело!
По городу звоны пошли,
По терему дары понесли:
Дарила дары свет (имя невесты),
Принимал дары добрый молодец.
Дарил дары новобрачный князь (имя жениха),
Принимала дары лебедь белая.
Не гром гремит во тереме,
Не верба в поле шатается,
Ко сырой земле прислоняется
Милое чадо благословляется
Ко златому венцу ехати!
В пении, как правило, участвуют все, а в игре - большей частью двое: «жених» и «невеста». Хор образует круг, в круг входит «жених». Все ходят по кругу и поют:
Молодец, молодец, Ты же молоденек!
Кого любишь, кого знаешь - Того выбираешь!
Таким образом имитируются смотрины. Каждой девочке хочется быть выбранной «невестой-княгиней». Ведущий поторапливает, приговаривая: «Долго выбирать - женихом не бывать». Вариант выбора «невесты»: лица девочек закрыты, и «жениху» надо отгадать, назвать по имени.
Выбор «невесты» состоялся. Теперь они оба в центре круга. Хоровод образует с одной стороны ворота, а «жених» и «невеста» должны проскочить их и попасть в «дом». Их не пускают, «ворота» закрывают. Задача у «жениха» и «невесты» - проскочить вместе, рука об руку.
Когда они попадают в «дом», начинается обряд испытания жениха и невесты:
1. Кто быстрее и чище подметет пол в «доме».
2. Кто лучше запеленает куклу.
3. Кто лучше и быстрее испечет пирог из «теста» (пластилина).
4. Кто точнее перепрыгнет палку, не расплескав блюдце с водой.
5. Кто веселее станцует и исполнит песню, разгадает загадку, скажет скороговорку и т. д.
После испытаний ведущий поздравляет «молодых», и игра начинается снова, «женится» новая пара.
Ведущий каждый раз хвалит: «Добрая свадьба! Живите в супружестве, будьте дружны, никогда не ругайтесь, помогайте друг дружке».
Хоровод-хор исполняет традиционные величальные песни. Новый «жених» по словам песни должен догадаться, кто его «невеста». В песнях указывается какая-либо деталь в ее одеянии, например:
Уж ты ягодка моя, малинка, Ну где же ты росла?
На пригорочке росла, Против солнышка, ручья, Да невестушка твоя,
В руке аленький цветок, С ленточкою сапожок!
Шуточная свадьба может завершиться «свадебным пиром», а ведущий в это время рассказывает о традициях русской народной свадьбы, о свадебном порядке.
Театрализованное действие.
Точно зная свадебный обряд, можно силами детей театрализовать все свадебное действие:
1. Смотрины.
2. Сговор-сватовство («лады»).
3. Свадебный пир.
4. Испытания молодых.
5. «Вьюнишник».
Действующие лица:
1. Ведущий.
2. Невеста.
3. Жених.
4. Дружко - распорядитель свадьбы.
5. Тысяцкий - распорядитель пира.
6. "Ясельничий"- ведун, оберегающий молодых от колдовства, сглаза.
Бояре и боярыни, поезжане, сватьи и свахи.
Свадебный порядок, который в старину знали все, ныне практически утерян. Был он чрезвычайно гибок и разнообразен, позволял создавать неповторимые и запоминающиеся праздничные действия.
Надо сказать, что на Руси женились не когда вздумается, а знали точное время. Например, нельзя было жениться в субботу и перед праздничными днями, не венчали накануне среды и пятницы. И так по всему годовому кругу русского календаря.
Смотрины, или глядины. Парни невест себе выбирали на вечерках, в хороводах, на праздниках и игрищах: «Долго выбирать - женихом не бывать». Слово «невеста» происходит от «неизвестная», «неведомая», а слово «суженый» - от «присужденного», т. е. судьбой данного. В святочные вечера девушки нагадывали себе суженых, вот и наступала пора, соединиться в супружестве; иными словами, встать в одну упряжку. В языческие времена покровительницей свадеб была богиня Мокошь и ее помощники - Ладо, Тур, Леля. В православной Руси осенним свадьбам покровительствовала Параскева Пятница.
Свадебный чин начинался со сватовства и сговора. Сватам нередко приходилось делать по два-три захода, пока не откроются ворота невестиного дома и не состоится знакомство родственников жениха и невесты, их ближайших друзей - «почтенные лады». Отец жениха говорил о причине приезда, затем составлялся договор - «рядная запись» - об условиях свадьбы. После сговора хозяева потчевали гостей чаем или чем покрепче, а родители жениха дарили невесте что-нибудь к свадьбе. Этот обряд заменял современную подачу заявления в ЗАГС. На Руси было достаточно сговора в доме невесты. Молодых в этот день благословляли хлебом на шубе, вывернутой мехом наружу. Молодые считались с этого дня обрученными.
В день свадьбы жениха именовали князем, а невесту - княгиней. Составлялся свадебный поезд жениха:
дружка - вожак-говорун на свадьбе;
тысяцкий - крестный родитель жениха, распорядитель свадебного пира; старшие и младшие дружки;
две свахи из замужних женщин, которые после обручения становились свидетелями на венчании;
бояре и боярыни, свадебные дети боярские (поезжане), сопровождающие жениха и невесту.
Особо выбирался ясельничий, который оберегал свадьбу от колдовства, а молодых от порчи. Свадьба была, по мнению наших предков, особенно удобным временем для разного лиха и сглаза. Свадьба считалась важнее венчания (ныне регистрации), так как делала всех свидетелями рождения новой супружеской пары. После свадебного пира молодых объявляли мужем и женой, а венчание могло осуществиться и осенью как акт по сути своей формальный. В свадебные сутки все и проходило как по пословице: «С вечера девка, с полуночи молодка, на заре хозяюшка».
Вот некоторые русские свадебные обряды:
выкуп за невесту (продажа символической девичьей косы),
откуп жениха (место жениха в санях занимал мальчик, например, младший брат невесты); обряд первой чаши (молодые три раза отпивали из чаши, затем ее бросали и топтали со словами: «Пусть так под ногами нашими будут растоптаны те, которые станут посевать между намй раздор и нелюбовь», причем, кто из супругов первым наступит на чашу, тот и будет главою в доме);
величальный обряд (нечто вроде свадебных колядок, песен с пожеланиями гостям поименно, исполняемые друзьями жениха и невесты);
обряд снимания венка (молодую расчесывали гребнем, омоченным в чаре с медовухой, и надевали платок - покров);
обряд обмена кольцами (отец и мать меняли кольца жениха и невесты, благословляли и кланялись друг другу. Отец легким ударом бумажной плетки стегал свою дочь и передавал плетку жениху);
обряд золотой чарки (молодые обходят всех гостей и каждому с поклоном подносят рюмку вина, а в ответ гости дарят супругам вещи или деньги, сопровождая подарок шутливыми наставлениями);
обряд испытания молодых (ряженые друзья начинают в шутку бить горшки, заставляя молодую убирать мусора или приносят дрова и пилу с топором, испытывая жениха и пр.).
На свадебном пиру молодые сидели на шубах, вывернутых мехом наружу, чтобы жилось в достатке, чтобы столько благ было, сколько шерстинок. Свахи осыпали их зерном, хмелем, семенами льна, конопли и монетами. Зажигал и две брачных свечи, а как разгорались - слепляли их в одну. Спать новобрачных отправляли в пустую и холодную комнату. С собою им заворачивали в скатерть курицу, древний русский символ плодородия и обновления жизни.
Утром, после свадьбы, если молодая оказывалась не целомудренна («неисправна была»), молодой муж или дружка, взяв чарку с дыркой, зажимали дыру пальцем, наливали вина и давали матери невесты, та брала, вино вытекало.
Или еще: на другое утро, по традиции, жена должна была напечь блинов. Бели она оказалась нечестной, то молодой муж выедал середину и передавал дырявый блин теще. Все было понятно без слов. В первое воскресенье после Кузьминок - Вьюнишник.
Молодую семью посещали и величали, давали серьезные и шуточные наставления. Молодые должны были приготовить для гостей пирушку. Получалось, что от свадьбы до Вьюнишника молодые проходили испытательный срок, «школу супружества». Им помогали в сотворении удачного начала семейной жизни. После Вьюнишника семья считалась зрелой и муж с женой уже не назывались «молодыми».
На Руси считалось, что та свадьба удалась, которую три дня хвалят и три года добром поминают.