Сценарий для старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Оформление вала
На центральной стене красивыми занавесками оформлено небольшое деревенское окошко, за стеклами которого - осенний пейзаж. Возле окна - стол, накрытый вышитой скатертью, сервированный деревянной расписной посудой, самовар, пряники и баранки. Возле стола с обеих сторон - скамьи. На них - вышивки, вязания, клубки с шерстью, у самой стены - прялка. По обеим сгпоронам от скамеек стоят стеллажи с посудой, поделками в русском национальном стиле.
Дети свободно входят в зал и садятся на стулья, поставленные, как в концертном зале, с проходом между левой и правой половиной.
Ведущая (музыкальный руководитель, в русском сарафане, с кокошником на голове или в русском цветастом платке): Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На осенние посиделки приглашаю вас... Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами, да грудами замерзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц - грудень. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца», «Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит». Много интересного о наших осенних праздниках узнаете вы сегодня на наших русских осенних посиделках... Что это? Никак еще гости...
Под русскую народную мелодию «Коробейники» (аудиозапись) в зал входят два скомороха. В руках у них корзинки, коробки, мешки. Ходят они по залу и говорят призывно, нараспев.
1-й скоморох: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!
2-й скоморох: Вас много интересного ждет!
Много песен, много шуток
И Веселых прибауток!
1-й скоморох: Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок,
Сели, посидели,
Песенки запели!
2-й скоморох: Услыхали ложки, вытянули ножки,
Услыхали-калачи и попрыгали с печи!
Да давай подпевать,
Да давай танцевать!
В зал под музыку «Русская лирическая» (аудиозапись) входят восемь русских девушек-красавиц. Не входят- вплывают, заводя хоровод, и танцуют, выполняя следующий танцевальный рисунок на хороводном шаге:
- движение по кругу, положив правую руку себе па левое плечо, а левую - на плечо впереди стоящей девочки;
- поднимают сомкнутые руки над головой и переносят их вовне, двигаясь по кругу, спиной в центр;
- меняют руки, поворачиваясь лицом в центр круга, продолжая идти в том же направлении по кругу;
- сужают круг, двигаясь в центр, и расширяют его, отходя назад;
- образуют два круга, двигаясь в них противоходом;
- выполняют движение «солнышко» - девочки из внешнего круга проходят в центр через «воротца», образованные сомкнутыми руками девочек из внутреннего круга.
Движения могут быть повторены несколько раз, можно использовать их в любых комбинациях, главное - все должно быть ритмично и лирично.
В конце танца девочки выполняют низкий русский земной поклон, стоя полукругом перед зрительным залом.
Ведущая (держа в руках хлеб-соль):Издавна на Руси дорогих гостей встречали хлебом да солью (низкий поклон, девицы принимают хлеб-соль.)
1-я девица: Не красна изба углами, а горячими пирогами. Л
2-я девица: Баранками да сушками.
3-я девйца: Да самоварами блестящими.
Ведущая: Ой вы, девицы-красавицы!
Душеньки-подруженьки,
Проходите, гости милые,
В нашу горницу, во светлицу...
(Девицы проходят к столу, садятся на скамьи и сразу начинают свое рукоделие: кто шьет, кто вяжет, кто вышивает, кто пряжу мотает.)
Ведущая: Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14 ноября отмечается первый зимний праздник - Кузьминки. Праздник этот ремесла да домашнего очага,
Праздник не безделья.
Праздник рукоделья.
А как шили-вышивали,
Так и песню напевали,
Пели, правда, от души,
Но и песни хороши...
(Девицы поют песню «Лучинушка» под аккомпанемент гитары.)
Ведущая: Есть такая народная примета - если девочка родилась на Матренин день (22 ноября), то становится она искусницей: может старое платье починкой в новое превратить, а иголочка в ее руках с белой ниточкой не расстается, совсем так, как в хороводе «Ниточка с иголочкой».
(Русские танцевальные вариации под русскую народную мелодию исполняют дети старших групп, роль Иголочки играет Ведущая.)
1-й скоморох: Эй, девчоночки-подружки, веселушки, хохотушки,
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Веселее попляшите, всех гостей повеселите!
(Исполняются плясовые импровизации на музыку Е. Кузнецова «Русские узоры» (в записи). Садятся на стульчики.)
2-й скоморох: Будем кругом ходить, дружну пляску заводить,
Развеселая гульня всех зовет за ворота!
Эй, сыпь веселей, лаптей не жалей,
Это верно совершенно, что картошка без костей!
(Девочки берут, в руки шумовые музыкальные инструменты: ложки, трещотки, катушки, стиральную доску и встают в круг. Песня "У нас нонче суббота") Исполняется с танцевальными вариациями.
1-й скоморох: Это только присказка,
а сказка будет впереди,
Приготовься и гляди!
2-й скоморох: Вдоль улицы во конец
Шел удалый молодец,
Не товар продавать,
Себя людям показать!
1-й скоморох: У нашего Якова - товару всякого:
Нитки, катушки, Селедочные кадушки.
Красивые платочки, Мелкие гвоздочки!
2-й скоморох: Посуда наша для щей и каши,
Не бьется, не ломается,
Порче никакой не подвергается!
1-й скоморох: Подходи, бедный, подходи, богатый,
Подходи, тонкий, подходи, пузатый!
2-й скоморох: Пряники печатные! Конфеты сахарные!
Как куснешь - так уснешь,
Как вскочишь - так ещё захочешь!
1-й скоморох: У нас без обману,
Товар без изъяну!
2-й скоморох: Шелк, атлас, канифас,
Весь девичий припас!
(Дети выбирают себе шумовые музыкальные инструменты, платочки, ленточки, выходят в центр и начинают петь песню А. Филиппенко *Вот какие чудеса». После пения импровизируют: играют на инструментах, девочки танцуют с платочками и лентами.)
2-й скоморох: Что за славный денек! Собирайся, куманек,
Будем шутки шутить, Да гостей веселить.
1-й скоморох: Погоди, честной народ,
Отдохни немножко,
Василиса к нам идет, Поразвлечь немножко...
(Входит сказительница Василиса с корзиночкой в руках.)
Василиса: Я весною на завалинке посиживаю, а зимою в горнице полеживаю. Сижу, на народ смотрю, все всегда запоминаю и в корзинку собираю. Сяду рядышком на лавку, с вами вместе посижу, загадаю вам загадки, кто смышленей - погляжу!
(Садится на скамейку, достает из корзиночки карточки, читает.)
В избе - изба, на избе - труба,
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, А тушить не спешит
(Печь)
Стоит бычок, подбочеаивши бочок,
Шипит и кипит, Всем чай пить велит.
(Самовар)
В брюхе - баня, в носу - решето,
На голове- пупок, Одна рука и та на спине.
(Чайник)
Всегда во рту, а не проглотишь.
(Язык)
Василиса: Девицы-красавицы, много ль вы знаете пословиц и поговорок? Подарите их мне! Я их в корзиночку положу, кому хочу - подарю.
Девицы: «Долог день до вечера, коли делать нечего»; «Труд человека кормит, а лень портит»; «Умелые руки не знают скуки»; «Землю красит солнце, а человека - труд».
Василиса: Молодцы девицы-рукодельницы. А вот знаете ли вы ноябрьские народные приметы? Знаете ли, кто когда в ноябре именинник?
Девицы: «Коль на Якова (5 ноября) мелкий град идет, то с Матрены земля на ноги встанет» ; «Если на Дмитрия (8 ноября) оттеплеет, то всей матушке-зиме быть с теплинами»; «С Ераста (23 ноября) жди ледяного наста».
Василиса: Спасибо вам, девицы-красавицы! Потешили вы нас, да и корзиночку мою пополнили. А за это подарю я вам вот этот молоточек да эту наковаленку. А почему я их подарила вам в ноябре - подумайте- погадайте!
(Девицы начинают шептаться, спорить.)
Ведущая: Василиса, я знаю, почему ты подарила нам сегодня молоточек да наковаленку. На Кузьминки отмечался день кузнецов Кузьмы и Демьяна. В старину кузнецов еще по- другому называли. Может, кто из детей знает, как ласково называли кузнеца раньше?
(Дети исполняют песню «Ковалечек».)
Ведущая: Раздайся, народ!
Меня пляска берет!
Пойду, попляшу,
Всех на пляску приглашу!
(Девицы берут в руки шумовые музыкальные инструменты и образуют малый круг, дети встают в круг большой. Взрослые поют русскую народную песню«Во кузнице». Все импровизируют на припев, танцуя в центре зала. По окончании пляски девицы вносят в зал большие сладкие пироги по количеству присутствующих на празднике детей. Девицы несут пироги в столовую, провожая туда детей. Заканчивается представление чаепитием.)