1. Катание мяча, шарика друг другу с расстояния 1,5-2 м,
2. Катание мяча, шарика в ворота (ширина 50-40 см) с расстояния 1,5-2 м.
3. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (расстояние 1,5-2 м).
4. Катание мяча, шарика между палками, линиями, шнурами (длина дорожки 2-3 м).
5. Катание обруча в произвольном направлении.
6. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4 раза подряд).
7. Бросание мяча о землю и ловля.
8. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5 м.
9. Бросание мяча двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2 м).
10.Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя и сидя.
11.Отбивать мяч о землю двумя руками, стоя на месте.
12.Отбивать мяч о землю одной рукой.
13.Метание вдаль правой и левой рукой (к концу года на расстояние не менее 3,5-6,5 м).
14.Метание в горизонтальную цель с расстояния 2—2,5 м правой и левой рукой.
15.Метание в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5-2 м правой и левой рукой.
16.Бросание мяча о стену и ловля (в индивидуальных играх).
Методические указания. В средней группе детьми уже накоплен опыт обращения с мячом, поэтому двигательные задания усложняются. Катают они мячи, шарики в более узкие воротики (шириной до 40 см), по узкой дорожке длиной 2-3 м, образованной шнурами, палками. Воспитатель напоминает, что мяч надо отталкивать пальцами рук, предварительно оценив направление его движения, и постараться рассчитать силу толчка. Катание сочетается с заданием попасть в поставленный на дорожке предмет: кеглю, высокий кубик, набивной мяч. При скатывании с горки также можно предложить попасть в предмет, что потребует более точного расчета, глазомера. В соответствии с умениями детей изменяются и задания. Точно и уверенно катающим расстояние до цели увеличивается до 2,5-3 м.
Дети средней группы пытаются самостоятельно организовать игры, используя имеющиеся навыки в катании мяча. Воспитателю в случае необходимости нужно помочь детям определить реальное доступное расстояние до расставленных по дорожке кеглей, обозначить чертой место, от которого играющие должны катить мяч или шарик. Педагог показывает и объясняет, что при катании большого мяча его отталкивают двумя руками, а маленький мяч или шарик удобнее катить одной рукой, вытягивая ее вслед за мячом, как бы провожая его к цели.
Бросание мяча вверх дети должны выполнять более свободно, ненапряженными мягкими движениями кисти. Хорошо овладевшим этим движением можно считать того, кто сумеет без остановки и потери мяча бросить и поймать его не менее 3-4 раз. Надо продолжать учить детей рассчитывать ся» л у толчка и высоту броска, чтобы они сумели, например, ловить и бросать мяч под счет воспитателя.
После того как дети научились бросать мяч о землю и ловить его, воспитатель предлагает стоя отбивать мяч о землю несколько раз подряд без остановки двумя, а затем и одной рукой. В этом движении надо объяснить и показать детям, что мяч следует встречать ладонью с разведенными пальцами, как бы обхватывая и несколько задерживая мяч, мягко давить на него сверху. Дети часто допускают ошибку, хлопая по мячу напряженной ладонью с сомкнутыми напряженными пальцами.
Более уверенно и точно дети 4-5 лет бросают мяч друг другу и ловят его, что позволяет чаще включать это движение в игры. Так, ребята могут перебрасывать мяч по кругу, стоя на расстоянии 1,5 друг от друга. Надо напоминать им, что при ловле мяча следует вытягивать руки вперед, как бы встречать летящий мяч, а затем, поймав, мягким движением сгибать руки, подтягивая мяч к себе, но не прижимать его к груди.
У детей средней группы улучшается координация движений, умение придать силу броску. Это позволяет воспитателю уточнить некоторые элементы техники: стоять надо по направлению броска, ноги расставить; при броске от груди несколько отклониться назад и, распрямляя одновременно обе руки, выпрямиться и толкнуть мяч вперед; при броске из-за головы руки с мячом отвести назад за голову, слегка прогнуться в пояснице, затем быстрым движением выпрямить туловище и руки, послать мяч вперед-вверх.
Воспитатель объясняет и показывает детям правильную позу при метании, обращает их внимание на исходное положение, хотя и не добивается непременного выполнения всех указаний. При метании правой рукой назад слегка отставляется правая нога и туловище слегка поворачивается также вправо. При метании левой рукой соответственно меняется и исходное положение. Воспитатель одобряет тех, кто правильно, без остановки выполняет замах и бросок.
Педагог должен поощрять самостоятельные попытки детей овладеть метанием, создает для этого необходимые условия на участке, на прогулках в лес, на луг, к водоему. Предлагает интересные задания и игры - кто бросит выше дерева, попадет в мяч.
По сравнению с предыдущей группой увеличивается расстояние до цели 2-2,5 м, а при метании вдаль к концу года дети должны бросать мяч на расстояние не менее 3,5 м «слабой» рукой и на расстояние 6,5 м «сильной» рукой. Надо отметить, что среди детей всегда есть те, которые дальше бросают левой рукой, хотя могут рисовать, есть, лепить правой.
Дети 4-5 лет могут бросить мяч о стену и поймать его, xoтя вначале им трудно соразмерить силу толчка с возможностью поймать отскочивший мяч. Они то бросают слишкем вяло, и мяч падает у стены; то бросают сильно и резко, и мяч отскакивает через голову. Эти упражнения дети выполняют индивидуально, многие из них еще присматриваются к движению.
Упражнения и игры для детей 4—5 лет
Сбей кеглю.На одной стороне площадки чертят 3-4 кружка, в них ставят большие кегли. На расстоянии, 1,5-2 м от них обозначают шнуром линию. 3-4 детей подходят к линии, становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Бегут за мячами и приносят их следующим. Воспитатель ставит кегли на место.
Правила: катить в кеглю, расположенную напротив стоящего ребенка; бежать за мячом только после того, как все закончили катание.
Докати обруч до флажка. Дети с обручами стоят у линии. По сигналу воспитателя катят обручи, подгоняя рукой или палочкой к флажку на подставке. Кто докатит свой обруч к цели, ни разу не уронив его, получает значок из картона. Когда все соберутся у флажка, обручи катят к другому месту, куда переставляется флажок, и т. д. В конце игры подсчитывается, у кого значков больше.
Правила: не давать обручу упасть.
Кто дальше. Дети распределяются на три равные подгруппы, Каждая становится шеренгой в полуметре одна за другой. Первая подгруппа подходит к черте и получает обручи. По сигналу одним толчком руки катят обручи вперед. Подбежав к своему, обручу, каждый должен пометить черточкой место, до которого докатился обруч. Затем обручи передают другой подгруппе, пока не поиграют все желающие. Рассмотрев отметины на земле, дети определяют, кто дальше всех прокатил обруч. Для игры нужна ровная площадка.
Правила: обруч толкать один раз; суметь заметить место, где упал обруч.
Шарики и столбики. На одной линии ставят несколько бревнышек или цилиндров из крупного строительного материала с промежутками примерно 20-30 см. Выходят по очереди 3-4 детей, становятся у обозначенной линии примерно в 1,5-2 м. от предметов. Катят шарики, выполняя следующие задания: прокатить шарик через ворота (промежуток между столбиками), попасть шариком в столбик; прокатить как можно дальше через тоннель (выстроенные в два ряда столбики, покрытые фанеркой).
Правила: катить от обозначенной линии; выполнять указанное воспитателем задание.
Брось — догони! Натянуть веревку на высоте 20-30 см от земли. Перед ней на расстоянии 2-3 м обозначить линию. Играющие ложатся на живот, берут обеими руками мячи. По сигналу бросают мячи через веревку, догоняют их и поднимают вверх. Выигрывает поднявший мяч первым.
Правила: бросать из положения лежа; догонять и поднимать свой мяч.
Усложнение: догнав мяч, повернуться обратно, перепрыгнув веревку и прибежать на исходную линию.
Подбрось повыше. Несколько детей берут по мячу и встают на любое место площадки. Бросают мяч над головой двумя руками и стараются поймать с лета или после отскока от земли.
Правила: бросать мяч вверх немного перед собой, не забрасывая его за голову; ловить, не прижимая к груди. .
Лови — бросай. Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Он перебрасывает детям мяч и ловит от них, говоря: «Лови, бросай, упасть не давай!» Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается с 1 до 2 м.
Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно к воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
Брось дальше. Несколько детей встают у линии. Им предлагается бросить мяч как можно дальше. Если даны большие мячи, дети бросают их обеими руками от груди или из-за головы. Маленькие мячи бросают поочередно правой и левой рукой. Отмечается тот, кто сумел бросить мяч дальше других.
Скользкая цель. На площадке ставят невысокий стол или стул с ровной поверхностью. Играющие встают вокруг на расстоянии 2-2,5 м. В руках у них мешочки с песком. По очереди бросают мешочки на стол (стул) так, чтобы они не упали, а остались лежать на нем.
Правила: бросать мешочек способом снизу; за удачный бросок начисляется очко.
Попади в мяч. Посередине снежной площадки на линии два волейбольных мяча. На другой стороне площадки обозначена черта. Двое детей, взяв по 2-3 снежка, стараются попастьв мяч и закатить его дальше, за черту. Выигрывает сделавший этo первым.
Правила: бросать в мяч можно любым способом; если снежок после броска остался цел, его можно использовать снова.
Сбей кеглю (булаву). Играющие встают за линию, в 2-3 м от которой напротив каждого поставлены кегли или булавы. В руках у детей мячи. По сигналу они прокатывают мячи по направлению к кеглям, стараясь сбить их. По следующему сигналу идут за мячами, поднимают упавшие кегли и катят еще 2 раза. Подсчитывается, кто сбил кеглю большее число раз.
Правила: большой мяч катят двумя руками, маленький - одной, чередуя движение правой и левой рукой.
Подбрось - поймай. Играющие распределяются на пары, у каждой пары мяч. Один в паре подбрасывает и ловит мяч, второй считает, сколько раз удалось бросить и поймать мяч. По сигналу воспитателя дети меняются ролями: тот, кто бросал, считает, а считавший бросает мяч.
Правила: бросать мяч так, чтобы суметь поймать; ловить не прижимая к груди; соблюдать смену ролей.