1. После бега присесть на носках; руки в стороны.
2. Ходьба по доске, скамейке (ширина 20-15 см, высота 30-35 см) на носках.
3. Ходить по шнуру приставляя пятку одной ноги к носку другой.
4. Ходьба по скамейке боком приставными шагами.
5. Ходить по скамейке перешагивая набивные мячи или кубы (высота 20 см).
6. Ходьба по скамейке с мешочком на голове, руки в стороны или за спиной.
7. Ходить по скамейке с наклонами, раскладывая или собирая кубики, мешочки с песком.
8. Ходить по скамейке прокатывая мяч двумя руками перед собой.
9. Ходьба по скамейке, на середине присесть, коснуться руками скамейки, выпрямиться, идти дальше.
10. Ходьба по скамейке с поворотом кругом.
11.Вбегать и сбегать по наклонной доске (ширина 20-15 см), верхний конец поднят на высоту 35-40 см.
12.Ходьба по горизонтальному и наклонному бревну (высота 35-40 см).
13.Ходьба по скамейке на четвереньках.
14.Стоять на полу на одной ноге, вторая прямая поднята вперед, в сторону или назад («ласточка»).
15.Стоять на полу на одной ноге, вторая согнута, поднята вверх, на колене мешочек с песком.
16.Стоять на скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю стопу (4-5 раз).
17.Стоять на гимнастической скамейке на одной ноге (считать до 3-5), чередовать правую и левую ногу.
18.Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки с поддержкой.
19.Кружиться парами, держась за руки (5-10 сек.) .
Методические указания. Для детей 5 лет упражнения в ходьбе по гимнастической скамейке, бревну более разнообразны. Ширина и высота пособий остаются такими, как в средней группе, но воспитатель повышает требования к точности выполнения детьми движений, соблюдению статических поз и хорошей осанки, непринужденности движений.
Детям предлагают ходьбу по скамейке сочетать с другими движениями: перешагивать предметы высотой 20 см, наклоняться, собирать и раскладывать мешочки или кубики, прокатывать перед собой мяч. Возрастает роль статических упражнений. Так, воспитатель дает задание постоять на скамейке на носках, на одной ноге и при этом удерживать не только равновесие, но и правильную позу. Упражнения в ходьбе по скамейке, бревну дети старшей группы часто заканчивают спрыгиванием с пособий. Они могут пройти по узкой рейке (шириной 10 см) гимнастической скамейки. Воспитатель помогает детям сохранить равновесие.
При выполнении общеразвивающих упражнений увеличиваются требования к сохранению равновесия: после трех наклонов выпрямиться и постоять на одной ноге; после трех приседаний выпрямиться, подняться на носки. С этой же целью следует широко использовать условия окружающей среды: пройти по песочнице, бортовому камню, лежащему дереву, мостику, по камням, корням деревьев. В зимнее время дети ходят по снежным валам, скользят по ледяным дорожкам, ходят, на лыжах, катаются на коньках.
Упражнения и игры для детей 5—6 лет
Посадим рассаду и соберем урожай. 3-4играющих стоят перед скамейками. В руках у них корзинки или ведерки смешочками (кубиками, колечками). Идут по скамейке, наклоняясь и раскладывая предметы на скамейке. Дойдя до конца, сходят или спрыгивают, идут обратно и отдают корзинки следующим играющим. Те по сигналу также идут по скамейке, но уже собирают предметы.
Правила: предметы брать из корзинки по одному; класть предметы примерно через два шага; положив или взяв предмет, выпрямиться.
Шагай через кочки! Играющие становятсяв 3—4 звена перед скамейками. На скамейках положено по три кубика (высота 20 см) или набивных мяча. Дети идут по скамейкам, перешагивая через них. Для того чтобы ребята не проносили ногу стороной, посередине верхней стороны кубика наносится краской полоса (или наклеивается изоляционная лента).
Правила: переносить ногу, придерживаясь середины кубика, хорошо сгибать ногу в колене.
Бегом по горке. Вбегать и сбегать по наклонной доске (ширина 20-15 см), бревну, земляной и снежной горке, ограниченной флажками (палочками).
Разойдись— неупади! Двое детей идут по скамейке навстречу друг другу (с разных сторон). Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.
Юные гимнасты. Дети выполняют задания на гимнастической скамейке:
а) пройти на носках, хорошо вытянувшись, руки за головой, смотреть прямо на конец скамейки;
б) пройти по скамейке, выполнив после 2-3 шагов и перед концом скамейки повороты на 360°;
в) стоя на скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю стопу;
г) стоять на скамейке поочередно на правой и левой ноге.
Кто дольше не уронит. Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесие.
Правила: мешочки кладут по сигналу и стоят не придерживая их рукой; тот, кто уронил мешочек, выходит из игры.
Совушка. Играющие разбегаются в пределах площадки. На сигнал «ночь» останавливаются и не двигаются. В это время вылетает сова и уводит тех, кто шевелится.
Правила: останавливаться в позе, предложенной воспитателем: стоять на одном колене; на носках; образовав пары; поставив стопы на одну линию (пятку одной ноги к носку другой).
Жмурки с колокольчиком. Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза - это жмурка, другому дают колокольчик. Ребенок с колокольчиком бегает внутри круга и звонит. Жмурка пытается его догнать.
Правила: бегающий звонит не все время; если жмурка долго не может поймать надо сменить обоих.
Дружные пары. Дети распределяются парами, берутся за руки. По сигналу кружатся в одну сторону (5 сек.). По другому сигналу останавливаются и после короткой передышки кружатся в другую сторону.