1. Подскоки на месте на двух ногах; одна нога вперед, другая - назад; ноги скрестно - ноги врозь; подскоки с ноги на ногу, с поворотом кругом.
2. Подскоки на месте с хлопками перед собой, над головой, за спиной, ставить руки в стороны, на пояс, к плечам.
3. Прыжки по узкой дорожке на двух ногах с продвижением вперед На расстояние 3-4 м.
4. Прыжки на; двух ногах боком (правым и левым), прыжки вперед-назад.
5. Прыжки попеременно на одной и другой ноге.
6. Прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед прямо, по кругу.
7. Прыжки (бег прыжками) последовательно через 5-6 предметов высотой 15-20 см, толкаясь одной ногой.
8. Прыжки в длину с места (60-80 см).
9. Прыжки последовательно из обруча в обруч.
10.Прыжок на возвышение высотой 20 см с места, с нескольких шагов.
11.Прыжок в глубину с высоты 30 см в обозначенное место.
12.Боковой галоп.
13.Прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся) на двух ногах, с ноги на ноги стоя к ней лицом и боком.
14.Прыжкичерезкачающуюся скакалку с небольшого разбега.
15.Прыжки через вращающуюся скакалку.
16.Прыгать через короткую скакалку на двух ногах, на одной ноге, с продвижением вперед.
17.Прыжок в высоту с разбега (высота 20-40 см).
18.Прыжок в длину с разбега (на расстояние не менее 100 см).
Методические указания. В старшей группе к освоенным ранее Видам прыжков - вверх, в глубину, в длину с места - предъявляются большие требования, педагог добивается хорошей техники при отталкивании, в полете и приземлении. Дети уже заинтересованы в результате прыжка и постепенно начинают понимать значение сильного толчка, энергичного взмаха рук, пытаются выносить ноги вперед, прыгая в длину.
Подскоки выполняются сериями по 30-40 прыжков 2-3 раза. Прыжки вверх выполняются детьми легко, ритмично, и поэтому воспитатель вводит усложнения: разнообразные движения рук, прыжки боком. Подпрыгивая вверх, дети одновременно поднимают руки в стороны,к плечам, на пояс, хлопают перед собой и за спиной. В прыжках на двух и одной ноге дети продвигаются вперед на 2-3 м. Закрепляется умение не опускаться на всю стопу, а выполнять толчок опорой на переднюю часть стопы.
Программой ставится задача - учить детей старшей группы прыжкам через длинную и короткую скакалки. Начиная с пробеганий, прыжков вверх через длинную скакалку, дети овладевают прыжками через вращающуюся скакалку. На первом этапе скакалку обязательно вращает воспитатель с одним из детей. По мере появления умений согласовывать свои действия с вращением скакалки ее вращают 2 детей. Через короткую скакалку старшие дошкольники прыгают вначале медленно, сильно сгибая ноги. Затем прыжки становятся легкими, непринужденными, ноги сгибаются меньше. Постепенно они могут выполнять более разнообразные прыжки: на двух и на одной ноге, с междускоком и без него, вперед и назад, с ноги на ногу.
В старшей группе начинается обучение прыжкам с разбега. К концу года дети должны преодолеть в высоту не менее 40 см, в длину-около 100 см. Основное требование - уметь сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки. Хорошим упражнением является впрыгивание на возвышение.
Все виды прыжков надо организовывать чаще, так как только систематическое повторение позволит детям овладеть правильной техникой. На участке прыжки выполняются в специальную яму, можно прыгать на взрыхленный песок, мягкую почву, снег.
Упражнения и игры для детей 5—6 лет
Добеги и прыгни. Несколько детей стоят шеренгой. На расстоянии 10 м от них начерчена полоса шириной 30-40 см. По сигналу воспитателя дети быстро бегут вперед. Побеждает тот, кто первым, точно наступив на полосу, подпрыгнет вперед-вверх.
Правила: прыгать вверх только с полосы, толкаясь одной ногой.
Кто скорей по дорожке. Из палочек, шишек, камешков, (льдинок) выкладывают 4-5 узких дорожек (ширина 20 см, длина 4 м). 4-5 детей встают у начала дорожки и по сигналу прыгают на двух ногах к концу, где лежат кубики или воткнуты в землю небольшие палочки. Выигрывает тот, кто первым закончит прыжки.
Правила: прыгать на двух ногах по дорожке, не выходя за ее пределы.
Усложнение: выполнять прыжки на одной ноге; перепрыгивать положенные каждому на дорожке 4-5 невысоких предмета (кубики, камешки); выполнять прыжки боком.
Прыгуны. На землю кладут три палки. Трое детей встают так, чтобы палки находились между их ногами. Под текст песни дети прыгают по очереди над палками, то скрещивая, то разводя ноги, не задевая палку. На каждое четверостишие прыгает другой ребенок;
Зайка беленький сидит И ушами шевелит.
Вот так, вот так, И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.
Правила: прыгать не задевая и не сдвигая палки с места; соблюдать ритм прыжков, начинать и заканчивать прыжки в соответствии с началом и окончанием чтения стихов.
Усложнение:во время прыжков выполнять хлопки перед собой, над головой, за спиной.
Не задень. На границах площадки с противоположных сторон (ширина 3-4 м, длина 8-10 м) двое водящих с длинной веревкой. Остальные играющие - на площадке. Водящие ходят, держа веревку примерно на высоте 15-20 см от пола. Играющие бегают, перепрыгивая через веревку.
Правила: перепрыгивая, не задевать веревку; тот, кто задел, на некоторое время выходит из игры.
Лягушкив болоте. На земле чертят большой прямоугольник, с двух сторон - берега, на них на расстоянии 50-60 см друг от друга кочки (небольшие бугорки, нарисованные кружки), в стороне журавль в гнезде. Лягушки располагаются на кочках и говорят:
Вот с насиженной гнилушки
В воду шлепнулись лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке,
Будет дождик на реке.
С окончанием слов журавль ловит лягушек, а они прыгают в воду, где их ловить нельзя. Как только журавль отходит подальше, лягушки прыгают на кочку. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирается новый журавль из тех, кто ни разу не пойман.
Правила: с кочки в болото прыгать одним прыжком, мягко приземляясь на обе ноги, ловить лягушек можно на кочке или за границами болота.
Усложнение:ввести второго журавля; увеличить расстояние от кочек до болота.
Сумей вскочить. Дети поочередно подходятквозвышению (бревну, устойчивой скамейке и т. п.) и выполняют прыжок на препятствие разными способами; впрыгивают с места на обе ноги; то же с 3-5 шагов.
Положи скорее камешки. На одной стороне площадки дети делают небольшие лунки (или очерчивают кружки) и встают напротив в шеренгу на расстоянии 4-5 м. Около каждого лежат 5-6 камешков. По сигналу дети берут по одному камешку, прыгают на двух ногах к своей лунке или кружку, кладут камешек и бегом возвращаются. Прыгают со следующим камешком. Выигрывает тот, кто раньше всех выполнил задание.
Правила: камешек класть в лунку или кружок; если он выскочил, надо вернуться и положить его снова; прыгать до самой лунки; не начинать бег до тех пор, пока камешек не окажется в лунке.
Усложнение: прыгать до лунки на одной ноге; прыгать до лунки боком. -
Попрыгунчики. На земле на расстоянии 50-60 см. одна от другой чертят линии. Дети друг за другом перепрыгивают линии на двух ногах разными способами: прямо, боком правым и левым с междускоком на месте.
Правила: прыгать указанным способом, отталкиваясь двумя ногами одновременно; согласовывать силу толчка с препятствием (ближе-дальше).
Усложнение: изменять расстояние между линиями, развивая у детей умение выполнять более короткие или длинные прыжки.
Лошади. На конюшне стоят лошади, недалеко от них сидят на скамейках конюхи с вожжами. Старший конюх - воспитатель подходит к дощечке, подвешенной на дерево, и отбивает примерно 15-18 ударов. За это время конюхи быстро выводят лошадей, запрягают их и выстраиваются друг за другом. На сигнал «поехали» скачут галопом. По сигналу «лошади испугались» разбегаются в разных направлениях, конюхи ловят и отводят лошадей в конюшню. Дети меняются ролями, игра повторяется.
Правила: успеть построиться, пока слышны удары; правильно, ритмично выполнять галоп; ловить можно любую лошадь; лошадь не должна убегать из конюшни.
Усложнение:каждый конюх делает себе тройку.
Ножная цель. Перед скамейкой или бревном высотой 30 см выкладывают из шнуров или рисуют круг диаметром 30 см, дети встают на возвышение, по сигналу спрыгивают в круги и тут же выпрыгивают из них.
Правила: спрыгивать мягко, сильно не приседать; быстро делать следующий прыжок; задевший круг выходит из игры.
Усложнение: спрыгнув в кружок, выполнить в нем прыжок вверх.
Салки в два круга. Дети образуют два круга: внутренний и внешний, двигаются боковым галопом в противоположных направлениях. По сигналу воспитателя останавливаются, и все играющие внутреннего круга стараются осалить стоящих во внешнем круге раньше, чем они успеют присесть. Игра повторяется. Каждый круг движется боковым галопом в другую сторону.
Правила: ловить и приседать после сигнала; после подсчета пойманные встают во внутренний круг.