1. Ритмические приседания и выпрямления.
2. Подпрыгивание на двух ногах.
3. Прыжок вверх.
4. Прыжок на двух ногах, пытаясь продвигаться вперед.
5. Прыжок в длину с места (через линию, палочку).
6. Прыжок в глубину.
Методические указания. Обучение прыжкам датсй первой младшей группы начинается с ритмичных приседаний; переходящих в подпрыгивание. Воспитатель регулирует движения словами «прыг-скок, прыг-скок», ударами в бубен, хлопками. Он должен давать темп прыжков, доступный большинству детей. Иногда можно ускорить или замедлить темп подскоков, постоянно напоминая детям о мягком, неглубоком приземлении, связывая это с близким для них образом - «прыгать легко, как мячики, как зайчики» и т.п. Толчок выполняется носками слегка согнутых в коленях ног.
Для детей этого возраста необходим пример воспитателя, который подпрыгивает вместе с детьми. Можно вызвать для показа 1-2 детей, выполняющих подскоки легко, ритмично. В играх «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка» хорошо предложить тем, кто сможет, прыжками двигаться вперед. При этом надо напомнить и показать, что отталкиваются обеими ногами, затем мягко приземляются, сильно не сгибая ноги и неглубоко приседая.
Малышам показывают прыжок вверх, сходный по многим элементам с подскоками. Отличаются они в основном тем, что прыжок вверх выполняется толчком всей стопы и прикладываются более значительные мышечные усилия. Хорошим упражнением является задание: в прыжке достать головой до ладони воспитателя. Ощущение прикосновения в сочетании с положительной оценкой взрослого дает понять ребенку, что он хорошо выполнил задание.
При обучении прыжку в глубину воспитатель вначале предлагает детям невысокое препятствие (например, доску толщиной 10 см); убедившись, что они хорошо сгибали ноги во время приземления, вводит препятствие повыше, до 15 см (скамеечку, земляной бугорок). При этом педагог обязательно поощряет смелых, решительных, помогает робким, неуверенным, показывает, как надо прыгнуть вниз. Тем, кто с трудом справляется с заданием, разрешается присесть перед прыжком.
Пружинки.Дети стоят полукругом, воспитатель напротив. Под счет, хлопки, музыкальное сопровождение предлагает детям ритмично приседать и выпрямляться, подниматься на носки, пробовать подпрыгнуть. Сам воспитатель выполняет те же движения.
Правила - низко не приседать, не наклоняться вперед, не опускать голову.
Мой веселый звонкий мяч. Дети, стоя'йроизвольно, подпрыгивают на месте на двух ногах, а воспитатель имитирует игру с мячом, делая движения рук над головой детей вверх-вниз, и ритмично приговаривает:
«Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой».
С окончанием слов дети разбегаются по площадке, воспитатель бежит за ними. Все вновь собираются в круг, игра повторяется.
Правила: прыгать в соответствии с ритмом стихотворения, слегка сгибая ноги в коленях, низко не приседать; разбегаться после окончания слов; бегать в пределах площадки.
Поймай бабочку. На конец небольшого прута привязывается шнур с предметом, удобным для хватания: мяч из материи, кисточка, бабочка из поролона. 6—8 детей встают в круг, воспитатель в центре держит прут. Приближая предмет к ребенку, педагог говорит: «Лови!» Приподнимает прут так, чтобы ребенок прыгал вверх, стараясь поймать бабочку. Предмет должен находиться несколько впереди ребенка, а не над головой, чтобы при прыжке малыш не закидывал голову.
Правила:прыгать стоя на месте; вытягиваться повыше, стараясь достать предмет обеими руками.
Прыгни через палочку. Воспитатель кладет на землю перед детьми палочку и предлагает перепрыгнуть, не задевая ее.После того как дети перепрыгнули одну палочку, кладет вторую на расстоянии 15-20 см от первой и предлагает прыгать подальше, сильнее отталкиваясь.
Правила: прыгать толчком двух ног; приземляться также на обе ноги, сгибая их.
Спрыгни в воду. Дети располагаются на скамеечках (деревьях, лежащих на земле, пеньках, плоских камнях). Площадка - озеро. Воспитатель предлагает спрыгнуть в воду и поплавать. Дети спрыгивают и бегают по площадке. На сигнал «сильные волны, скорее домой» влезают на возвышения.
Правила: прыгать по сигналу, мягко приземляясь; влезать на свободное, близко расположенное место.
Воробышки и автомобиль. По краям площадки чертят две линии (расстояние между ними 20-30 см) или ставят скамеечки. Если игра проводится в лесу, можно использовать лежащие стволы деревьев (посмотреть, чтобы они не были сгнившими). Дети - воробышки стоят за линиями или на возвышениях. По сигналу перепрыгивают или спрыгивают, бегают по площадке. На сигнал «автомобиль» убегают на места.
Правила: спрыгивать, мягко приземляясь, сгибая ноги в коленях; убегать по сигналу.