1. Ползание на четвереньках в разных направлениях.
2. Ползание на четвереньках к предмету (расстояние 3-4 м).
3. Ползание по дорожке между двух линий.
4. Подползание под веревку, дугу высотой 30-40 см.
5. Переползание через бревно, лежащее на полу.
6. Лазанье по стремянке произвольно.
7. Попытки влезаний на вертикальную лесенку и слезание с нее любым удобным способом.
Методические указания. Младшие дети охотно ползают, но, уверенно овладев движением, перестают пользоваться им. Поэтому для упражнений в ползании малышам необходимо создавать игровые ситуации, предлагать интересные задания. Например, воспитатель ставит за препятствием яркую или звучащую игрушку, предлагает детям доползти до нее и поиграть, следит, чтобы дети не опускали голову, предлагает им смотреть на игрушку, находящуюся впереди. При ползании на ступнях и ладонях дети могут смотреть на пол перед собой. Поощрять правильное ритмичное чередование движений рук и ног, желание детей активно действовать. Вначале дети ползают так; как им удобно, - на ступнях и ладонях, на коленях и ладонях, боком. По мере усвоения вводится усложнение - придерживаться прямого направления, ползти, по дорожке, ограниченной линиями, шнурами (шириной 40 см). Детям, легко справляющимся с заданием, воспитатель увеличивает расстояние, предлагает проползти по доске, положенной на землю. Это уже труднее, руки и ноги нельзя расставлять широко, пытаясь сохранить равновесие. Упражнения в ползании усложняются введением дополнительных препятствий - бревна, скамейки, дуги. Воспитатель помогает советом, как лучше выполнить, эти движения, - пониже нагнуться под дугой или веткой.
Особенность детей третьего года жизни состоит в их большом стремлений подражать друг другу, стремлении активно двигаться. Поэтому при организации ползания надо стараться увеличивать, насколько .позволяют условия, число одновременно действующих детей, обращать внимание на тех, кто хорошо выполняет движение.
Лазают дети менее уверенно. Многие боятся высоты и поэтому влезают на первые две перекладины и останавливаются. Вначале воспитатель одобряет эти робкие попытки, стимулирует дальнейшее овладение движением, предлагает влезть еще на одну перекладину повыше.
Лазанье не включается в физкультурные занятия, так как при его организации мала моторная плотность занятия, детям приходится долго ждать. Поэтому воспитатель организует лазанье вне занятий с 2-3 детьми, подбадривает их действия, сам находится рядом. Хорошо, если по одной стремянке одновременно лазают уверенно движущийся ребенок и тот, кто лазает нерешительно. Пример сверстника оказывает положительное влияние. Многие дети 3 лет, решившись влезть, боятся слезать. Важно помочь ребенку преодолеть страх, высказать уверенность в том, что у него все хорошо получится: «Молодец, Сережа, сейчас ты сам спустишься вниз. Не бойся», В этот момент воспитателю не следует обращать внимание на ошибки, например на несогласованные действия рук и ног. Влезают дети на пособие и слезают с него каждый в своем темпе, кто как может: один - быстрее, другой - медленнее.
В осенне-зимнее время желательно чаще предлагать детям лазать по стремянке или лесенке, установленной в групповой комнате.
Упражнения и игры для детей 2-3 лет
Подними мяч. Воспитатель высыпает мячи из корзины на пол, предлагает детям ползти на четвереньках, (кто как хочет) к мячами догнать их, встать, поиграть с ними и принести их обратно. Вместо мячей можно заранее разложить на площадке кубики, ленточки. Более подготовленным детям воспитатель предлагает доползти до мяча, который далеко укатился.
Правила: догнать мяч, доползая до него на четвереньках, и только после этого встать; мяч не отнимать, уступать друг другу.
Усложнение: воспитатель говорит, каким способом ползти - на ступнях и ладонях, на коленях и ладонях.
Доползти до погремушки. На одной стороне площадки положено 5-6 погремушек (веточек, шишек, ленточек). 5-6 детей встают на четвереньки на линии, расположенной в 3-4 м от предметов, и ползут к ним указанным воспитателем способом. Доползают до погремушки, берут ее, встают и гремят над головой. Кладут на землю. Затем упражнение выполняют другие дети.
Правила: ползти указанным способом; подняв погремушку вверх, хорошо потянуться.
Усложнение: ползти между двух линий, шнуров.
Не задень. Обозначается исходная линия, на расстоянии 2 м от нее вешается веревка на высоте 30-40 см. За веревкой через 1-2 метра на стульях или скамейке лежат цветные ленточки. Несколько детей у исходной линии встают на четвереньки (ступни и ладони, колени и ладони), доползают до веревки, подползают под нее, ползут к стулу, встают, берут ленточки, машут над головой и положив, возвращаются.
Правила: ползти в указанном направлении; подползая, не задевать веревку.
Соберите колечки. Дети встают недалеко от бревна. Воспитатель разбрасывает за бревном 10-12 колец и просит детей принести их. На четвереньках они подползают к бревну, переползают через него, поднимают кольца и нанизывают их на палку, которую воспитатель держит на уровне поднятых рук ребенка. Затем кольца перебрасывают по другую сторону бревна. Игра повторяется.
К мишке (собачке) в гости. Воспитатель ставит стремянку. На одну из ее перекладин сажает игрушку (мишку, собачку) и предлагает желающим детям долезть до нее. Вначале игрушка помещается на 4 - 5-ю перекладину, затем повыше.