1. Катание мячей друг другу с расстояния 1,5-2 м в положении сидя ноги врозь, скрестив ноги или стоя.
2. Катание мячей через ворота (ширина 60-50 см) с расстояния 1-1,5 м.
3. Бросание мяча двумя руками от груди.
4. Бросание мяча двумя руками из-за головы.
5. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1-1,5 м.
6. Бросание мяча вверх и попытки ловить.
7. Бросание мяча о землю и попытки ловить.
8. Бросание большого мяча двумя руками через веревку, сетку.
9. Бросание маленького мяча одной рукой через веревку, сетку.
10.Метание в горизонтальную цель двумя руками снизу и от груди с расстояния 1,5-2 м.
11.Метание в горизонтальную цель одной рукой.
12.Метание мяча, мешочка вдаль правой и левой рукой.
13.Метание в вертикальную цель сверху правой и левой рукой с расстояния 1-1,5 м.
Методические указания. Катание мяча дети четвертого года жизни выполняют более уверенно, точнее соблюдают направление. Поэтому они чаще катают мяч друг другу и выполняют это в положении сидя или стоя. Воспитатель должен составить пары детей так, чтобы упражнение было наиболее эффективным. Удачным оказывается сочетание уверенно катающего ребенка с тем, кто еще плохо выполняет задание, не может точно послать мяч в нужном направлении. Если у обоих детей плохие навыки в прокатывании мяча, то они быстро теряют интерес к упражнению. Воспитатель должен своевременно усложнить задание, например увеличить расстояние между играющими,. поставить между ними дугу или воротики из кубиков.
Детям предлагают катать мячи с расстояния 1-1,5 м через ворота, которые можно обозначить кубиками, кеглями, прутиками: скатывать мяч с горки, естественного бугорка и бежать за ним. Воспитатель продолжает учить детей бросанию мячей двумя руками разными способами: от. груди, из-за головы, добивается выполнения броска, указанным способом. Показывает и поясняет, что надо стараться выпрямить руки вслед за мячом, движение должно быть быстрым, резким.
В индивидуальных упражнениях и небольшими подгруппами дети учатся бросать мяч вверх и ловить его, бросать о землю и ловить. Им не сразу дается умение рассчитать мышечное усилие так, чтобы удобно было поймать мяч. Воспитатель напоминает, что при броске вверх сначала надо невысоко подбрасывать, а когда упражнение получится, можно бросать и повыше. Напоминает также о способах ловли мяча: при броске вверх удобнее ловить мяч снизу, в подставленные ладони, с расставленными (свободно) в стороны пальцами; мяч, брошенный вниз, легче поймать, обхватывая его с обеих сторон. Если мяч подскочил слишком высоко, то его можно поймать, подставляя ладони снизу.
Метание в цель горизонтальную и вертикальную широко используется во второй младшей группе, причем цель отставляется от детей на 1,5-2 м, высота центра мишени 1,2 м. Воспитатель старается заинтересовать детей результатом успешного выполнения задания, показывает, что перед метанием нужно внимательно присмотреться к цели, прицелиться и бросить мяч.
При метании вдаль воспитатель продолжает учить детей придавать мячу правильную траекторию метания, используя, как и в предыдущей группе, в качестве ориентира натянутую между деревьями веревку, горизонтально расположенную ветку примерно на. высоте 1,5 м. Стимулирует попытки детей бросать энергично, предлагает добросить до пенька; лесенки, расположенных в 3-4 м от детей. Внимательно следит, чтобы метание дети выполняли как правой, так и левой рукой. К концу года дети метают вдаль на расстояние 2,5-5 м.
Упражнения и игры для детей 3—4 лет
Мяч в кругу. Дети сидят на полу в кругу. Воспитатель дает мяч и предлагает катать его от одного к другому, отталкивая двумя руками.
Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.
Попади в воротики. Дети с помощью воспитателя распределяются парами и встают на расстоянии 4-6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики - из кубиков, кеглей или прутиков. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота.
Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию воспитателя).
Кто дальше бросит мешочек! 5-6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревкой. У каждого по четыре мяча или мешочка с песком. По сигналу воспитателя дета бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.
Правила: бросать обязательно одной и другой рукой; бежать за мешочками только по сигналу.
Попади в круг. Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на земле) диаметром 1-1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.
Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться попасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.
Подбрось повыше. Воспитатель раздает детям мячи диаметром 12-15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.
Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.
Попадив цель. Воспитатель ставит или подвешивает 2-3 вертикальные цели - это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5-2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2-3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.
Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет воспитатель; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.