Если считать от весеннего начала года, то ноябрь был девятым (по-латыни «новембер») месяцем, а на Руси называли его грудень. В этом древнерусском слове мы улавливаем всю картину предзимнего времени: смерзшаяся земля лежит мертвыми грудами, наступают сумерки года, раскрываются ворота зимы, сковывают воду ледовые кузнецы: «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца», «Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит». Точно подмечено в народе: «Рассвет с сумерками среди дня в ноябре встречается».
8 ноября - Вселенская родительская суббота, посвященная светлой памяти всех дорогих усопших. Начинается этот праздник в субботу перед Дмитриевым днем, Пословица напоминает: «Дмитриева суббота - кутейникам работа». Кутья - русская обрядовая поминальная еда: каша из обдирного теста с изюмом и медом или просто рис с изюмом. В этот день пекли блины, готовили всевозможные кушанья и хмельные напитки. Обильной едою и питьем на Руси издревле сопровождались поминки-тризны.
Пища эта считалась жертвенной. На угощения в дом приглашались души умерших: «Деду, иди к обеду». Первая ложка еды и первый стакан зелена-вина посвящались дедам. Богат ноябрь народными праздниками. Поэтому и назывался в язычестве осенний праздник поминовения усопших предков — Деды. От языческих времен сохранилась в народе вера в то, что души предков в эти ноябрьские дни приходят с «того света» в свой дом, причем не только перед Дмитриевым днем, но и перед днем Кузьмы и Демьяна, и в субботу перед Михайловым днем.
Обряд поминовения начинали в сумерках, при зажженных свечах. Одевались празднично, веря, что усопшие придут к ним в гости: им оставляли место за столом, на лавке. Считалось, что если в доме достаток и любовь, то умершие (деды) радуются. Дом обходили три раза с курильницей, совершая магическое его окуривание. Этот обряд назывался «согреть покойника». Если искали особой всуречи с
дорогим, но ушедшим из этой жизни человеком, уходили на улицу, на то место, где некогда расстались с ним. Смотрели в лужу, покрытую ледком: ждали знака с того света. Треснет ветка, повеет ветерок... все это расценивалось как явление умершего. «Помяни, Господи, честных родителей» - так молились в Дмитровскую субботу.
Во всех этих обрядах отражалось глубокое уважение русского человека к памяти уходящих в вечность родных людей, сказывалась древнейшая вера в загробную жизнь и возможность общаться с жителями потустороннего мира. Поминальные дни, как нам уже извесно, отмечались и весною (Радуница), и летом. (Троица), но осенью они были особо обильны угощениями, возлияниями и красочными обрядами. Поминальное слово начинал самый старший в роду: «Святые деды, зовем вас, ходите до нас: есть тут все, что Бог дал и чем только дом богат. Святые деды, ходите, летите до нас». После окончания трапезы тот же старейший говорил: «Святые деды, вы сюда прилетели, пили, ели, теперь улетайте к себе, да скажите, что вам еще надобно, а лучше - летите на небо».
Осенние поминки стали традицией после Куликовской битвы, когда «больше полегло русичей, чем живых осталось». Вот Дмитрий Донской и повелел праздновать Дмитровскую субботу, «доколе существует Россия», приурочив праздник к поминовению христианского святого, храброго воина Дмитрия Солунского (8 ноября) и языческой Дедовой недели: «Живы родители - почитай, умерли - поминай».
10 ноября - праздник, посвященный матушке Пятнице Параскеве. Этот праздник связан с продолжающимися от Покрова осенними свадьбами. Некогда в дохристианской Руси была богиня Мокошь, жена верховного славянского бога Перуна. Среди дней недели нечетный день пятница посвящался Мокоши, а четный день четверг — Перуну (считалось: чет - муж, нечет - жена). С принятием христианства языческая богиня слилась в представлении древнерусского человека с преподобной Параскевой, превратившись в любимую народом Параскеву Пятницу, покровительницу свадеб, женских работ и самих женщин. Представлялась она статной красавицей лет сорока, в голубом платке или лазоревом венке на голове, почитали ее как великую труженицу, бабью пособницу. Символами ее была вода и пряжа.
В древности у восточных славян ее деревянные скульптурные изображения ставились на колодцах, возле источников, ручьев и рек. Ей приносили жертвы, бросая в колодец льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть. День считался священным: запрещено было прясть, пахать, стирать, нельзя было тревожить Параскеву Пятницу, которая приходила незримо и «разводила беду руками». Считалось, что в этот день вода в родниках и колодцах становится целебной, - матери приводили к ним своих больных детей, умывали, смывая немочь и чахлость. Чистотой и тишиной наполнен был этот праздник. От телесной чистоты проистекало здоровье, а от душевной - счастье. В особый этот день давали зароки и приносили обеты, например, сделать ту или иную работу во имя выздоровления или на исполнение заветного желания. Это - древний русский праздник милосердия, заботы о ближних, об общем благе.
14 ноября - Кузьминки - первый зимний праздник. В седой древности это был день бога Сварога, покровителя семьи, домашнего очага, кузнецкого ремесла, учителя любого жизненно важного для людей дела. Наши нредки, судя по «Слову о полку Игореве», называли себя детьми Сварога - «сварожигами». Сварог мыслится как небесный огонь. Он сваривал, делал прочным все, за что бы ни взялся.
В церковном сознании православной Руси этот день стал праздником божьих кузнецов Кузьмы и у Демьяна, днем «рукомесленника» (ремесленника). Главная сила Сварага перешла к христианским святым, обогатившись и озарившись духовным светом.
«Житие святых бессребреников и грудотворцев Космы и Дамиана» - одно из трудных для воплощения, но действенное средство воспитания детей всех возрастов. Из «Жития» мы узнаем, что два брата, Косма и Дамиан, родились в Асии. От названия этого города произошло другое - Азия. Мать, христианка, воспитала братьев в доброй вере, и получили они от Бога дар исцеления, врачевания недугов, изгнания злых духов. Но применяли они не рецепты «травников», не народные знахарские средства, а исключительно горнее (небесное) слово Божие. Всем своим светлый существом, своей непрерывной соединенностью с Богом, силой духа могли они исцелять и душу, и тело. При этом они всегда помнили заповедь Христа: «Даром получили, даром давайте». Они не брали платы, т. е. были «бессребрениками», способными к милосердию, бескорыстию.
В «Житии Космы и Дамиана» есть такая притча. Однажды братья исцелили женщину, и та в знак благодарности просила их принять три куриных яйца. Однако плату братья брать отказались. Тогда она ночью тайкам пришла к Дамиану и заклинала Богом принять этот дар во имя Святой Троицы. По народным поверьям, курица - птица добрая, а яйца - символизируют мир, вселенную. Такая великая просьба не могла не найти отклика. Принял Дамиан этот дар. Когда узнал о том Косма, то сильно опечалился и в горести просил сограждан не погребать его вместе с братом. После их одновременной кончины ближние были в недоумении: «Как поступить, ведь оба святы?» Тут внезапно, словно из воздуха, появился корабль пустыни - верблюд и проговорил человеческим голосом: «Положите Дамиана близ Космы, он взял в дар три яйца ради имени Божия!» Вот как чисты они были!
В русском народе всегда верили, что эти святые помогут больным. 14 ноября было принято идти в церковь, желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении разных недугов. В сборниках для домашнего чтения, распространенных во времена Московской Руси, глава семьи торжественно читал своим домочадцам в этот праздничный день: «Косма и Дамиан, прияша от Бога дар исцеления и подаваху здравие душам же и телесем врачующе всякие болезни, и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людях». Даруют они и духовное здоровье, иными словами - исцеляют ум. Уже в Московской Руси Кузьма и Демьян становятся божественными покровителями «учения книжного», их включают в грамоту. Сложился обычай начинать в этот день обучение детей школьным наукам и ремеслам, поскольку крепко будет даваться учеба: «Узловат Кузьма, развязать нельзя»
В учебной книге «Азбуковник», двенадцатого века, читаем: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану».
Кузьму и Демьяна в русском народе почитали Божьими кузнецами. Это совершенно не согласуется с их житием, но вошло в народную традицию. Мастера кузнечного дела считали святых братьев своими патронами, а день их именин - своим праздником. К этому дню (14 ноября) кузнецы в честь Кузьмы и Демьяна изготавливали священное изделие, т. е. делали «обетные работы», а вырученные за него деньга тратили на богоугодные дела, например на покупку икон, священных книг, свечей, или просто раздавали их нищим возле церкви.
После посещения церкви, как правило, ремесленники собирались на складчину-сытник и веселились всю ночь, потчуя друг друга кузьмодемьяновским пивом, заранее наваренным к этому дню. Изба и двор, выбранные для пиршества, становились своеобразным домашним театром, райком, ярмаркой. Мастера приносили свои лучшие изделия, шутливой пантомимой, танцами, песнями, былинами рассказывали о том, что умели делать.
В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире, воспитывать и обучать подрастающее поколение. В деревнях девушки закликали:
Матушка Кузьма-Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма-Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадебку ковала!
В народе верили, что святые бессребряным чудотворным образом усиливали женское начало, оказывали помощь женским работам, семейному ладу и продолжению рода.
Прямо с крыльца девушки зазывали: «Кузьма - Демьян, идите жить к нам!» А по селам пели песни:
Там шел наш Кузьма-Демьян
На свадебку Агафоныча,
Ты святой ли, ты Кузьма-Демьян,
Да ты скуй нам свадебку
Вековечную, нераздельную.
И еще:
О, святый Кузьма-Демьян,
Приходи на свадьбу к нам
Со своим святым кузлом,
И скуй ты нам свадебку
Крепко, крепко-накрепко.
Еще один праздник был связан с днем именин этих святых - древний праздник кура (петух) и курицы: «Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени!» Праздник этот называли «Кочеты» («Куриные именины»). Куриное перо считалось в народе особым, оно слез не любит. На Руси не плакали в подушку, была примета: «Перо слезы пьет, а потом в сон отдает». В этом ключе совсем иначе предстает русская народная сказка о «Петушке-золотом гребешке».
Вот некоторые старорусские обряды ноября.
4 ноября - на Казанскую - девушки-дурнушки совершали такой обряд: вставали рано утром и тайно убегали в лес или рощицу. Там они отыскивали на почти облетевших деревьях листок, покрытый ледком. Девушки в те времена свято верили, что если посмотреться в этот листок-зеркальце; увидеть свое отражение, то произойдет превращение и она станет прехорошенькой для своего суженого. И действительно, разрумяненная первыми заморозками и полная веры в чудо девушка могла преобразиться и полюбиться. Такая сила была в этом невинном колдовском обряде, посему и пословица: «Кто на Казанскую женится, счастлив будет».
5 ноября - совершали обряд «закармливания земли». Крошками от сохраненного куска Казанского пирога кормили на полях птиц. Считалось, что эта забота будет способствовать богатому урожаю в следующем году. Божьи птички-синички принесут полю небесную благодать.
6 ноября - по традиции парни наготавливали для своих невест святцы (подсвечники) или светильники в подарок. Выкованные из металла или вырезанные из дерева, украшались они узорами» изображавшими цветы, травы, птиц и прочее. По этому узорочью девушки-невесты разгадывали характер своего милого. На Руси говорили: «Святец - отрада девиц».
13 ноября - почитали Куру и Курку, справляли курячьи именины. Особо почитались в русском народе перо и пух. Да и неспроста, ведь подушка-то у всех под головою. Считалось, что нельзя плакать в подушку, так как перо впитывает слезы, а вместе с ними и боль. Потом она излучает из себя эту боль в другого. Если под ребенка положить такую подушку, то он замучается плохими снами. От этого поверья пошло и знакомое каждому русскому человеку: «Ни пуха ни пера!» - с ответом: «К черту!»
22 ноября - Матренин день. Есть такое наблюдение - рожденные в этот день девочки становятся искусницами: могут старое платье починкой в новое превратить, шить белою ниткою, отбеливать, чистоту наводить и пр. В последний день ноября встречали Веиер-сиверок. Принято было в этот день кувыркаться но белу снегу, ходить колесом и прочее, что должно было способствовать здоровью.
Общая примета ноября такова: «Если первый снег на мокрую землю падет, то не пропадет, а если на сухую - дождь приведет, ранний снег - к ранней весне».
Перечислим основные приметы.
5 ноября: «Коль на Якова мелкий град идет, то с Матрены земля на ноги станет»;
8 ноября: «Если на Дмитрия оттеплеет, то всей матушке-земле быть с теплинами»;
12 ноября: «Если на Зиновья волки стаями ходят - к голоду, морозу или войне»;
21 ноября: «Если Михайло путь нарушит - не жди его до зимнего Николы» (19 декабря);
23 ноября: «С Ераста жди ледяного наста»;
25 ноября: «Со Студита стужа, что ни день, то хуже»;
29 ноября: «На Матфея зима потеет».
Камень ноября - топаз, счастливый цветок - хризантема.