Это наиболее любимый праздник, рождение которого уходит в глубокую древность, в вакханалии и сатурналии античного мира. В Западной Европе нашей Масленице родствен итальянский карнавал. Мир веселья и смеха с невиданной силой раскрывался в эти дни. Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, шутов и циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Старики говорили: «Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить!» Масленицу играли всем миром: старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодежь озорничала на посиделках и вечеринках, дети забавлялись катанием на санках, бересте, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно, объедались блинами.Бытовало поверье: плохо справишь Масленицу, пошлет Белее (Власий) неурожайное лето.
Древним символом являются блины. Когда-то они были первыми пресными хлебами, их пекли круглыми, как солнце. Считалось, что румяными блинами приманивали благодатное светило, помогая ему разгораться. Первый блин клали на окошко и думали, что благодаря этому знаку внимания в мир мертвых проникает солнышко, согревая ушедших. Славили Масленицу и оладьями. К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творожники. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.
Ласково называли Масленицу объедалой, блиноедой, круглой, румяной и белой. Не отпразднуешь ее сытно, не быть сытому и всему году.\ Каких только нежных слов не находили, обращаясь к Масленице: «Перепелиные твои косточки, бумажное тельце, сахарные уста, сладкая твоя речь, ясочка, неточка, касаточка, красная краса, русая коса, разгульная, широкая, веселая, честная...»
Как известно, «Масленица — семь дней гуляет».
Масленица по церковному календарю называется «сырной неделей». Начинается она в понедельник. Каждый день праздника имеет свое название:
понедельник — «Встреча»,
вторник — «Заигрыши»,
среда — «Лакомка» («Перелом»),
четверг — «Разгуляй» («Широкий»),
пятница — «Тещины вечера»,
суббота — «Золовкины посиделки»,
воскресенье — «Прощеный день».
Первый день — встреча Масленицы.
К первому дню праздника изготовляли чучело Масленицы, напоминая о давно забытой славянской богине, которую звали Мара Моревна. Чучело Масленицы сжигали в последний день, считая, что тем самым символически уничтожается смерть. Дети строили ледяные горки, взрослые ставили качели, посещали родных, начинали печь блины, первый блин — нищим или для умерших на окошко. Праздник открывали дети, произнося скороговоркою приветствие Масленице:
Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, неточка-ясочка, ты ж моя перепелочка!
Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...
После такой длинной зазывной речи одного из мальчишек все ребята сбегали со снежных горок и кричали:
«Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
Второй день — «Заигрыши».
Начинались карнавальные шествия ряженых: «Масленица ставит молодых на показ». А по сути — это были смотрины невест. Масленицу зазывали:
«У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!»
В этот день любили одеться пострашнее: у кого богаче фантазия. Во второй день много пели, плясали, состязались в лазанье по шесту, в русской борьбе, проводились кулачные бои. Больше всего любили катанье с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу. В народной памяти сохранились древние обряды, связанные с этим днем. С горок скатывали горящие колеса, считая, что так укрепляют солнце. Носили по улицам в клетке на шесте живого петуха — птицу, посвященную солнцу. Не потешиться, не повеселиться от души в широкую Масленицу — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».
Третий день — «Лакомка».
Молодежь собиралась вечером в каком-нибудь доме, где плясали и пели, а в перерывах катались с ребятишками с ледяных горок. Степенные люди ходили в гости друг к другу. По старинному обычаю тещи в этот день приглашали своих зятьев на блины, созывая и всех родных: «Блин не клин — живота не расколет».
Четвертый день — «Разгуляй».
Масленица набирала полную силу. Главное действо дня — взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и двумя воротами. Мальчишки делились на две ватаги: конников и пехоту. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его. Пехота была вооружена метлами и помельями. Когда конники прорывались в ледяные ворота, городок считался взятым, а победителя, первым вошедшего в городок, награждали ... купанием в проруби. Взятие снежного городка обычно организовывали взрослые. Продуманы были и правила: участники должны быть одного возраста, лежачего не бить, ниже пояса и в лицо не бить, на чужой территории противника не преследовать.
Пятый день — «Тещины вечера».
В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду:
«Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом».
Шестой день — «Золовкины посиделки».
Напомним, что золовка — сестра мужа. Невестка приглашала своих родных и подруг к себе и развозила гостей по золовкам. Молодая невестка дарила своим золовкам подарки.
Седьмой день — «Прощеный день», или «Целовальник».
В это день весело прощались с Масленицей, устраивая забавные «похороны», причем Масленица умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия.
Кроме того, в этот день совершался древний обряд прощения всех обид, накопленных за год:
«Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою».
Затем целовались и низко кланялись.
По старинному обычаю в семье просить прощения подходили сначала к старшему. Происходило это после ужина перед сном. Дети кланялись своим родителям и просили прощения. В последний день Масленицы дарили подарки куме и куму, занимались благотворительностью, добрыми богоугодными делами.
По окончании Масленицы все шли в баню. Еду, оставшуюся после праздника, выбрасывали. Даже посуду тщательно мыли. На следующей, Федоровой, неделе справляли «тужилки по Масленице», пекли постные блины и очищались медом перед Великим Постом.