Начинается месяц с дня Мокриды. Считалось на Руси, что пришел конец купаниям: «Медведь в воду лапу окунул».
В древности Перун, а в христианстве Илья имели власть над дождями.
2 августа - большой древнейший праздник Перуний день, в христианстве Ильин день. «Как бы Илья не наделал гнилья», говорили на Руси, зная, что он хозяин небесных вод. Примечательно, что первая церковь в Киеве, поставленная на Подоле еще до крещения Владимира, была церковь Святого Ильи, а главный бог языческого пантеона князя Владимира, находящийся рядом, Перун.
Это последний истинно летний праздник, замыкающий Солнцеворот. Русские люди пекли в этот день хлеб из новой ржи - колобки и пышки (новины) и приносили их для благословения в церковь, окропляли святой колодезной водой. Этот хлеб раздавали нищим. С полей приносили в дом первый сноп и ставили в «красный» угол, украшая цветами и лентами. Зимой этот сноп молил о божьей милости. Соблюдали старинный обряд - завязывали Илье бородку, т.е. оставляли клок ржи на будущий урожай. У этих несжатых колосьев сооружали своего рода алтарь, укладывая на него хлеб и соль. После Ильина дня дожди считались вредоносными. Однако собранная и заговоренная ворожеями ильинская дождевая вода являлась и лекарством, снадобьем от всякой вражьей силы. Илье молились перед началом жатвы. Вот молитва, обращенная к ангелам и пророку Илье: «Спустите вы мне гром и молнию, отбивайте и отстреляйте от раба Божия уроки и призоры, потяготы и позевоты...» В этот день всегда ждали знамений, знали, что работать в поле небезопасно. Это и понятно, поскольку нередки были удары молний, устраивающие пожары, уничтожающие жилища крестьян.
Самые яркие августовские праздники - три Спаса: Спас медовый, или Спас на воде, Спас яблочный, или Спас на горе, Спас ореховый, или Спас на полотне. Все Спасы народ связывал с завершением сельских трудов и имели общее название - Спасовки.
14 августа - первый Спас знаменовал собою наступление праздника проводов лета. По народной примете, в этот день пчелы переставали носить медовую взятку с цветов, пасечники должны были нарезать соты и разносить мед по домам, где жили победнее.
19 августа - второй Спас в сознании русского народа связывался с созреванием плодов. До этого дня крестьяне не ели никаких плодов, кроме огурцов, а в этот, освятив плоды в церкви, устраивали пиршество для всех: «На второй Спас и нищий яблочко съест», «Спас любит нас». По старинному правилу больным и бедным дарили плоды. Тот, кто не одарил ближнего своего яблочком, считался недостойным: «А ней дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного». Устраивали в старину на среднего Спаса народные гулянья, наблюдали закат, умоляя солнце продлить лето: «Солнышко, Солнышко, подожди!» Был и такой обычай: надкусив первое яблоко, загадать о любви. Но в волшебную силу этого колдовского обряда верили лишь девушки.
29 августа - третий Спас в народе праздновался как начало молодого Бабьего лета (до 14 сентября). Хозяйки провожали мужей на поля сеять озимые, провожали с хлебом и солью, отсюда и старинное название - хлебный день. Церковь празднует Перенесение Нерукотворного Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Царьград. По преданию в этот день Господь умыл Свое Лицо и утер полотенцем, чудесно изобразив на нем свой Лик: Спас на полотне. В народе в день Тюетьего Спаса святили воду в колодцах, чистили целебные источники, обходили посолонь колодцы, приманивая теплое время года.
28 августа - праздник Дожинки, совпадающий с православным Успением Пресвятой Богородицы, называемый в крестьянской среде Успенщиной, Оспожинками. В городах и селах начинались хороводы, продолжающиеся и осенью: «С Успенья солнце засыпает».
В этот день завершали посевные работы праздничным обрядом: вязали последний «именинный» сноп, украшали его лентами разноцветными и с песнями да плясками несли во двор, ставили на видное место и устраивали складчину, или - как в старину говорили, мирской пир, называя это - «пировать Успенщину».
Прощались с летом, по зернам «именинного» снопа гадали о будущем лете, обливались водою, чтобы, как верили, обеспечить дожди на грядущее лето, пекли караваи нового хлеба, освещали его и клали под образа, чтобы в зимнее время крупицами его пользоваться как лекарством.
Так завершается русское лето — Спасами и Успеньем, так незаметно переходит оно в осень.
Понятна августа усталость, Он завершает дело лета, Ему немногие осталось Рассеять осени приметы.
Я вместе с ним встречаю утро: Песчаной отмелью Луна И солнце рядом с ней, как будто И впрямь терпимость им дана.
Все в августе полно покоя, И щедростью, и добротой, Природы сердце золотое Овладевает нынче мной.
Виктор Петров